Найти в Дзене
Редкие книги

ЖЗЛ. Бортнянский.

Дмитрий Степанович Бортнянский – крупнейший российский композитор своего времени. Начав творческую деятельность в период расцвета европейского музыкального классицизма, он охватил широкий круг стилевых и жанровых явлений XVIII века, чрезвычайно своеобразно и плодотворно преломив их на почве музыкальной культуры России. Певчий придворного хора в Санкт-Петербурге, затем ученик знаменитого Бальдассаре Галуппи в Италии, затем капельмейстер Придворной певческой капеллы и учитель музыки великой княгини Марии Фёдоровны и наконец директор Капеллы на протяжении тридцати лет, до самой своей смерти. Бортнянский оказал огромное воздействие на творческую и общую музыкальную культуру страны. Его музыка отличается красотой и вкусом, классицистской благородной простотой, задушевностью и непосредственностью, сердечным лиризмом. Бортнянский – автор опер в стилях итальянской оперы-сериа и французской комической оперы. Его перу принадлежит также ряд камерно-инструментальных и вокальных сочинений. Но ос

-2

Дмитрий Степанович Бортнянский – крупнейший российский композитор своего времени. Начав творческую деятельность в период расцвета европейского музыкального классицизма, он охватил широкий круг стилевых и жанровых явлений XVIII века, чрезвычайно своеобразно и плодотворно преломив их на почве музыкальной культуры России. Певчий придворного хора в Санкт-Петербурге, затем ученик знаменитого Бальдассаре Галуппи в Италии, затем капельмейстер Придворной певческой капеллы и учитель музыки великой княгини Марии Фёдоровны и наконец директор Капеллы на протяжении тридцати лет, до самой своей смерти. Бортнянский оказал огромное воздействие на творческую и общую музыкальную культуру страны. Его музыка отличается красотой и вкусом, классицистской благородной простотой, задушевностью и непосредственностью, сердечным лиризмом. Бортнянский – автор опер в стилях итальянской оперы-сериа и французской комической оперы. Его перу принадлежит также ряд камерно-инструментальных и вокальных сочинений. Но основной сферой приложения его творческий сил явилась хоровая музыка, создание которой было одним из главных условий его придворной службы. Написанная для придворной церкви, она мгновенно распространялась по всей России, пользуясь огромной популярностью как у владельцев крепостных капелл, так и у простых любителей музыки.

Как то шутя, Глинка спросил "Что такое Бортнянский?" И сам себе ответил: «Сахар Медович Патокин — довольно!!». И, между тем, именно Бортнянский, не смотря на формальную красивость своих произведений, был одним из тех композиторов, кто подготовил почву для рождения гения самого Глинки. Бортнянского «на ура» принимали современники, о его творчестве восторженно отзывались зарубежные композиторы, его критиковали в XIX в., его называли предвестником эпохи Пушкина и Глинки, его имя забывали и вспоминали вновь. А.С. Пушкин произнес однажды, ставшие известными слова — «… я предполагал, будто многие духовные произведения являются или сочинениями Бортнянского, или «древними напевами», отнюдь не произведениями иных авторов». По воспоминанию современников, Бортнянский был чрезвычайно симпатичный человек, строгий к службе, горячо преданный искусству, добрый и снисходительный к людям. Его сочинения, проникнутые религиозным чувством, стали заметным шагом вперед по сравнению с предыдущим отечественным музыкальным искусством.

Ты гимны дивные писал

И, созерцая мир блаженный,

Его нам в звуках начертал...

Агафангел. Памяти Бортнянского.

-3