Найти тему
Ритм Евразии

Экипаж «Сёмги» вернулся к людям после 75 лет неизвестности

28 июня Владимир Путин совершил погружение в батискафе на дно Финского залива к месту гибели подводной лодки Щ-308 («Семга»). Эта советская субмарина, погибшая в 1942-м, не случайно оказалась в центре всеобщего внимания.

Почему? Ответим, напомнив о боевом пути балтийской «Семги».

«Помним, гордимся, скорбим»

Для президента России тема воевавших на Балтике моряков имеет особое значение – личное. Это отметил он сам: «Я хожу (на шествия "Бессмертного полка" 9 мая. – В.В.) с портретом отца, который проходил основную службу свою перед войной в качестве матроса подводного флота…» Действительно, Владимир Спиридонович Путин в 1933-1934 гг. нес службу на подводном флоте, и его сын унаследовал живой интерес к этому роду сил флота.

-2

В. Путин спустился под воду в автономном глубоководном аппарате C-Explorer 3.11. Батискаф, на борту которого, помимо президента, находились двое членов экипажа, на глубине 60 метров медленно приблизился к мёртвой подлодке. Подплывший аквалангист на виду у членов экипажа привинтил к щиту носового орудия субмарины мемориальную табличку. На этой табличке выгравированы фамилии экипажа – всех 40 человек, от командира до последнего матроса. И ещё три слова: «Помним, гордимся, скорбим»...

В целом погружение длилось около получаса. Руководитель экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Константин Богданов рассказал главе государства и сопровождавшим его министру обороны Сергею Шойгу и главкому ВМФ Николаю Евменову о судьбе Щ-308. Президент поблагодарил участников экспедиции, обнаруживших «Семгу» ещё в прошлом году. В. Путин сказал: «Не только здесь на Балтике, но и в других акваториях у нас много ещё объектов и много наших моряков, которые считаются пропавшими без вести. Почти половина всех подводных лодок, что затонули во время Второй мировой войны на Балтике, погибли здесь, преодолевая минные заграждения, пробивая себе проход для ведения боевой работы».

К слову, беседуя с К. Богдановым, президент выказал весьма глубокие знания минной обстановки на Балтике в годы войны. Представители прессы поинтересовались: специально ли Путин готовился к этому разговору? В ответ услыхали: «Да я же с молодости кучу книг перечитал об этом… У меня и отец, и другие родственники были связаны с морем, многие воевали. Вот потому и в курсе».

* * *

«Сёмга» принадлежала к поколению советских «щук» – подводных лодок типа Щ. Спущенная на воду в 1933-м, она вступила в войну в составе отдельного учебного дивизиона советских субмарин, базировавшегося в Ораниенбауме. 19 июля лодку перевели в Таллин, оказавшийся на тот момент в силу быстрого наступления врага одной из передовых баз советского ВМФ. На следующий день «Сёмгу» в составе конвоя направили на маневренную базу Триги – в дальнейшем подлодке предстоял поход к берегам Швеции на боевую позицию в Норчёпингской бухте. Такой выбор был обусловлен тем, что Швеция разрешила Гитлеру возить через свои территориальные воды войска в Финляндию.

-3

Увы, поход с самого начала не задался. Утром 21 июля у мыса Пакринем подорвался на мине и быстро затонул танкер «Железнодорожник». Конвой остановился, и тут его атаковала авиация противника. Щ-308 хотя и уцелела, но, как говорят, пережитое потрясение от первого боевого соприкосновения с противником оказалось слишком сильным для её командира – капитан-лейтенанта Александра Филипповича Маркелова. Он откровенно растерялся и стал чересчур сильно осторожничать. Так или иначе, 23 июля «Семга» пришла в указанный ей район. Объектов для атаки там было предостаточно, вражеские корабли двигались вокруг в большом количестве. Увы, выпавшие в ночь и днем 24, 26, 30, 31 июля, дважды днём и вечером 1 августа возможности для атак судов противника были Маркеловым бездарно упущены.

Последняя радиограмма

5 августа командир «триста восьмой» получил приказание атаковать любые цели на северном выходе из пролива Кальмарзунд. В тот же день «Сёмга» попыталась напасть на конвой, но в какой-то момент А. Маркелов, посчитав лодку обнаруженной, отказался от атаки. Когда корабль вернулся на базу, командир бригады подводных лодок Александр Орел подал ходатайство о предании Маркелова суду военного трибунала. Впрочем, прежде чем суд отстранил Маркелова от командования, «Сёмга» приняла участие в трагическом для Балтийского флота Таллинском переходе.

В ходе эвакуации основных сил флота «Семга» двигалась в составе конвоя № 1. Причем при выходе с таллинского рейда субмарина столкнулась с буксиром и получила повреждения корпуса. Впрочем, на этом её неприятности в тот раз ограничились, и «триста восьмая», в отличие от многих других советских судов, погибших на минах и под вражескими бомбами, успешно совершила сложнейший переход. И не только добралась сама, но и доставила в Кронштадт 16 человек из числа пассажиров и команд потопленных кораблей и судов, которых удалось поднять с воды.

В Ленинграде субмарину поставили на ремонт – тем более что помимо износа и «усталости» механизмов в море она получила повреждения от вражеских артобстрелов и авиационных налетов. Тем временем военный трибунал Краснознаменного Балтийского флота рассматривал дело Александра Маркелова. Времена тогда были суровейшие, обусловленные беспрецедентными тяготами военного времени – и подводника приговорили к расстрелу. К счастью, приговор потом пересмотрели. В дальнейшем Маркелов успешно воевал, был восстановлен в правах и победный май 45-го встречал в звании капитана 3-го ранга и должности командира 12-го дивизиона катеров-тральщиков КБФ.

Что же до его бывшего корабля, то зиму 1941/42 года «триста восьмая» простояла в Ленинграде. Её продолжали преследовать неудачи – 14 февраля стоящая в ремонте подлодка получила дополнительные повреждения от вражеского снаряда. В апреле 1942 года на «Сёмгу» назначили нового командира – Ивана Васильевича Автамонова. Впрочем, долго ему командовать «триста восьмой» не пришлось. Предпринятый под его началом поход во вражеские воды оказался неудачным – уже в море обнаружилось, что лодка имела отрицательную плавучесть в четыре тонны; к тому же из-за слабой подготовки личного состава «триста восьмая» повредила кормовые горизонтальные рули. Корабль вернули в Кронштадт, а Автомонова 22 июля 1942 года сняли с должности, заменив капитаном 3-го ранга Львом Николаевичем Костылёвым.

Костылев считался опытным подводником, ранее он командовал лодками-«малютками» М-71 и М-77. Под его командованием «Сёмга» 15 сентября 1942 года отправилась в новый поход. В паре с подлодкой С-9 она в охранении нескольких тральщиков и малых охотников вышла из Кронштадта к острову Лавенсаари. С передовой базы на Лавенсаари «Сёмга» 18 сентября вышла в район острова Утэ, куда добралась 22 сентября. Но лишь почти месяцем позже, 20 октября, Костылев впервые после долгой паузы вышел на связь с командованием.

Вице-адмирал Лев Андреевич Курников, в годы войны являвшийся начальником штаба 1-й бригады подводных лодок КБФ, много позже писал в своей книге «Подводники Балтики»: «Наш штаб, да и командование флота были обрадованы и встревожены радиограммой с борта Щ-308 – лодки, ушедшей в море одновременно с С-9 и долго не дававшей о себе знать. Командир этой "Щуки" капитан 3-го ранга Л.Н. Костылев подтвердил в своё время выход из Финского залива, а затем приход на позицию в районе острова Утэ, и больше в эфир не выходил.  "Молчит, значит, не о чем доносить..." – успокаивали мы себя, глядя на отметку на оперативной карте, напоминавшую, что Щ-308 находится уже три недели близ финских шхер. Но когда лодка долго молчит, спокойным за неё всё равно не будешь. И вот радиограмма! Радостная, потому что Костылёв доносил о потоплении трёх транспортов противника. Однако и тревожная: командир Щ-308 добавлял, что лодка преследовалась и имеет повреждения. Костылёву передали приказание возвращаться в базу. Получение этого приказания было подтверждено. А затем "Щука" умолкла вновь. И теперь – навсегда...»

Они так и не стали стариками

Долгие годы историки безуспешно пытались разобраться в обстоятельствах последнего похода «Семги». По некоторым данным, она совершила две торпедные атаки, повредив 28 сентября транспорт «Хёрнум» (1467 брт). По другим – провела четыре неудачных атаки: 2 октября 1942 года у Ханко на финский минный заградитель «Руотсинсальми» и транспорт «Ванда» (впрочем, эта атака может принадлежать Щ-307), 7 октября у острова Утэ – на германское госпитальное судно «Рюген». Далее, 13 октября, возможно, состоялось нападение на танкер «Хидензее», 19 октября – на германский противолодочный корабль «Шифф-47», который, в свою очередь, сам повредил Щ-308 таранным ударом. За давностью лет и гибелью моряков подробности вряд ли уже когда-нибудь прояснятся…

Много десятилетий не имелось и никаких достоверных сведений о месте и обстоятельствах гибели «Сёмги». Оставалось лишь гадать, опираясь на шаткую, непроверенную информацию. По одной из версий, «триста восьмую» пустила ко дну финская подлодка «Ику Турсо» (этой версии придерживался Курников), по другой – «Шифф-47», по третьей – глубинные бомбы и артиллерийский огонь неприятельского сторожевого катера VMV-2, по четвертой – мина одного из многочисленных заграждений, буквально усеявших Финский залив.

Тайна приоткрылась в 2018 году, когда изломанный, проржавевший корпус «триста восьмой» был обнаружен участниками экспедиции «Корабли Великой Победы», осуществляющими планомерный поиск потерянных в ходе войны советских подлодок. Глава поискового отряда Константин Богданов рассказал, что находку удалось сделать благодаря рыбаку, сообщившему, что в этом районе рыбацкие суда часто теряли свои сети или ломали тралы.

Экспедиционный отчёт гласит: «3 мая 2018 года при сканировании дна эхолокатором южнее острова Большой Тютерс мы обнаружили объект, напоминающий корпус подводной лодки. При первом погружении установлено: на глубине примерно 50 метров лежит корпус советской подлодки типа "Щ", вероятно V-бис серии. Он плотно укутан рыболовецкими сетями, ими же сорвано носовое орудие. Рубка разрушена, люк и приборы находятся под сетями и осмотру недоступны. По результатам первого погружения сделан вывод, что обнаруженный остов – это, скорее всего, Щ-308. Причина гибели лодки – подрыв носовой частью на мине заграждения "Зееигель" ("Морской ёж")».

-4

В 2019 году было запланировано дообследование лодки. В его ходе удалось выяснить, что Щ-308 погибла 25 или 26 октября 1942-го. Получив разрешение возвращаться, Костылёв вел корабль на базу, но путь «триста восьмой» прервала вражеская мина. «Точную дату помогли установить записи в журнале с немецкого наблюдательного поста на острове Большой Тютерс. Там говорится, что в эти дни было зафиксировано несколько взрывов глубоководных бомб из минного заграждения, поставленного рядом», – поясняет К. Богданов.

Отныне «Сёмга» официально считается подводной братской могилой, что и удостоверяет табличка, установленная в присутствии В. Путина. В заключение стоит отметить, что из 40 подводников, для которых корабль стал одним общим местом вечного упокоения, самым старшим являлся старшина группы электриков мичман Леонид Никифорович Беспалов (33 года), а самым младшим – радист краснофлотец Михаил Яковлевич Караваев, которому на момент гибели исполнилось всего 20…

Вечная память павшим за Родину!