5 августа отмечается 175-летний юбилей, без преувеличения, одного из самых великих русских художников - Ильи Ефимовича Репина. Он жил в непростую эпоху, когда на его глазах рушился старый мир и создавался новый, поэтому к истории у Репина было особое отношение: в коллекции художника немало произведений, посвященных тем или иным историческим сюжетам. Сегодня мы представляем вам галерею лучших репинских творений, посвященных истории России.
Это, наверное, самое известное произведение Репина, однако многие не знают его настоящего названия, ошибочно именуя эту картину "Иван Грозный убивает своего сына". На самом деле, эта картина называется "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Случай с этим полотном удивительный: из-за него многие приняли за правду неподтвержденный факт убийства Грозным царем своего сына. На картину, кстати, дважды покушались: в 1913 году и совсем недавно, в 2018-м.
Картина "Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца" была государственным заказом, причем, довольно хорошо исполненным: Репину удалось передать мощь фигуры Александра III и суть самодержавия - сосредоточенность всего и вся вокруг одной фигуры.
В картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" Репин вновь обессмертил полумифическую историю, как и в случае с "Иваном Грозным...". По легенде, в 1676 году османский султан выдвинул Запорожской Сечи требование подчиниться ему и поддержать его в войне против Русского Царства. В ответ запорожцы решили написать султану письмо, причем, наполнили его довольно острыми и грубыми шутками, присказками и фразами (примерный вариант письма существует в Интернете).
Картина "Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор в сопровождении свиты" является довольно редким в русском искусстве изображением двух царей-соправителей - Ивана и Петра, которые были посажены на царствование после стрелецкого бунта 1682 года. Причем, на этом полотне присутствует почти не изображавшийся художниками царь Иван, известную болезненность которого Репин сумел отлично передать.
Еще один государственный заказ - картина "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения" - является поистине монументальным полотном. Во-первых, его длина составляет более 8 метров, а во-вторых, для его написания Репину пришлось собрать портреты 81 члена Государственного совета, некоторые из которых стали отдельными произведениями искусства.
Работа Репина "Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре" стала одной из первых его исторических картин. На полотне Репину удалось передать характер царевны Софьи и ситуацию, в которой она оказалась: недавняя правительница всей России свергнута своим младшим единокровным братом Петром, лишена власти и помещена в монастырь, однако она не отказалась от своих претензий на русский трон.
Репин, как известно, жил в эпоху перемен и застал все три русских революции, причем, сам художник был известным критиком самодержавия. Поэтому одной из его картин стало полотно "Манифестация 17 октября 1905 года" - отображение событий Первой русской революции и тех настроений, которые царили в обществе.
При всем своем критическом отношении к монархии Репин смог создать ряд произведений, без предвзятости изображающих первых лиц государства. Так, художник написал несколько портретов Николая II и создал один из самых известных и используемых, помещенный выше.