Раздвоение личности
… приходится испытывать, наверное, всем взрослым при просмотре мультфильма «Книга жизни» от мексиканского кинорежиссера Гильермо дель Торо, выступившего здесь продюссером, и мексиканского мультипликатора Хорхе Р. Гутьерреса, занявшим режиссерское кресло. Прошлое «я», которое живёт в каждом из нас в виде воспоминаний о детстве, умиляется необычным образам и трогается удивительной историей любви. Настоящее «я» раздражают те же странные герои с пятачками вместо носов и их скрипучие голоса, которые не исчезают и не умолкают ни на минуту на протяжении двух часов.
По сюжету владычица мира незабытых мёртвых Катрина заключает пари с властелином мира забытых душ Шибальбой, за кого из закадычных друзей – героя-вояку Хоакина или героя-романтика Маноло – выйдет замуж прелестная Мария. Эту интригу создатели достойно проносят как через мир живых и мёртвых, так и через всё время ленты, не обронив и намёка на развязку до этой самой развязки.
После же финального кадра и точки в истории первичный смысл ленты о любви рассыпается на множество подсмыслов. «Книга жизни», как осознаёшь впоследствии, — практическое пособие, путеводитель для ребёнка (и не только) по понятиям «дружба», «вражда», «соперничество», «долг», «честь», «мужество», «честность», «эгоизм», их необходимости и применению. Или их применению по необходимости в собственной книге жизни, автором которой является не судьба, а сам человек.
Красочный мексиканский колорит и жуткий День Мёртвых, как добрая традиция, в основе всей истории поражают не экстравагантностью фантазии создателей, но экстравагантностью самой реальности. Реальности, которая существует и несёт праздник и благодетель людям, живущим в не столь отдалённых уголках мира.
Настоящего «я» местами одолевают сомнения о том, правильно ли занимать мысли детей мертвецами, загробными мирами, смертью. Но прошлое «я» из детства тут же напоминает, с какой жадностью и интересом хотелось познать все стороны бытия, узнать чуждые ценности и перенять их лучшие проявления. Здесь это бесценное правило всех живых — помнить и любить безвременно ушедших. И перед этим правилом меркнет всякое раздражение заклишированного взрослого от карикатурной графики, маловыразительной озвучки и затянутого времени.