Майя, могущественная цивилизация, которая достигла пика около 600-900 г. н.э. и была сосредоточена в современной южной Мексике, Юкатане, Гватемале, Белизе и Гондурасе, имела развитую, сложную систему письма. Их «алфавит» состоял из нескольких сотен символов, большинство из которых указывали на слог или одно слово. У майя были книги, но большинство из них было уничтожено: осталось только четыре книги майя, или «кодексы». Есть также глины майя на резьбе по камню, храмах, глиняной посуде и некоторых других древних артефактах. За последние пятьдесят лет были достигнуты большие успехи в расшифровке и понимании этого утраченного языка.
Потерянный язык
К тому времени, когда испанцы завоевали майя в шестнадцатом веке, цивилизация майя в течение некоторого времени находилась в упадке. Майя эпохи завоевания были грамотными и хранили тысячи книг, но ревностные священники сжигали книги, разрушали храмы и резьбы по камню там, где они их находили, и делали все возможное, чтобы подавить культуру и язык майя. Осталось несколько книг, и многие глифы на храмах и глиняной посуде, утраченные глубоко в тропических лесах, сохранились. На протяжении веков не было никакого интереса к культуре древних майя, и любая способность переводить иероглифы была утрачена. К тому времени, когда исторические этнографы заинтересовались цивилизацией майя в XIX веке, иероглифы майя уже не имели смысла, заставляя этих историков начинать с нуля.
Майя Глифы
Глифы майя представляют собой комбинацию логограмм (символов, представляющих слово) и силлабограмм (символов, представляющих фонетический звук или слог). Любое данное слово может быть выражено одинокой логограммой или комбинацией силлабограмм. Предложения были составлены из обоих этих типов глифов. Текст майя читался сверху вниз, слева направо. Глифы, как правило, в парах: другими словами, вы начинаете сверху слева, читаете два глифа, а затем переходите к следующей паре. Часто глифы сопровождались большим изображением, таким как короли, священники или боги. Глифы уточняли, что делал человек на изображении.
История расшифровки символов майя
Когда-то эти глифы считались алфавитом, причем разные глифы соответствовали буквам: это потому, что так сказал епископ Диего де Ланда, священник шестнадцатого века с большим опытом работы с текстами майя (он сжег тысячи их), и исследователям потребовались столетия узнать, что наблюдения Ланды были близки, но не совсем верны. Большие шаги были предприняты, когда майя и современные календари были соотнесены (Джозеф Гудман, Хуан Мартинес Эрнандес и Дж. Эрик С. Томпсон, 1927) и когда глифы были идентифицированы как слоги (Юрий Кнозоров, 1958) и когда «Глифы эмблем», или Глифы, которые представляют один город, были идентифицированы. Сегодня большинство известных глифов майя были расшифрованы благодаря бесчисленным часам кропотливой работы многих исследователей.
Майя Кодекс
Педро де Альварадо был послан Эрнаном Кортесом в 1523 году для завоевания региона майя: в то время существовали тысячи книг или «кодексов» майя, которые до сих пор использовались и читались потомками могущественной цивилизации. Это одна из великих культурных трагедий истории, когда почти все эти книги были сожжены ревностными священниками в колониальную эпоху. Сегодня осталось только четыре сильно избитые книги майя (и подлинность одной иногда ставится под сомнение). Четыре оставшихся кодекса майя, разумеется, написаны иероглифическим языком и в основном касаются астрономии, движений Венеры, религии, ритуалов, календарей и другой информации, хранящейся в классе священников майя.
Глифы на храмах и стелах
Майя были совершенными каменщиками и часто вырезали глифы на своих храмах и зданиях. Они также установили «стелы», большие, стилизованные статуи своих королей и правителей. Вдоль храмов и на стелах найдено много глифов, которые объясняют значение изображенных королей, правителей или дел. Глифы обычно содержат дату и краткое описание, такое как «покаяние короля». Имена часто включаются, и особенно опытные художники (или мастерские) также добавляют свою каменную «подпись».