Начинаем рубрику «Путь режиссера» с разбора карьеры греческого режиссера Йоргуса Лантимоса. Кратко обо всех его картинах. Buckle up!
Йоргос Лантимос учился киноискусству на родине, в Афинах. С 1995 года он начинает снимать короткометражные фильмы и клипы, ставить театральные постановки.
Ненужный зуб или «Клык»
В 2009 году он снимает «Клык» и берет в Каннах награду в номинации «Особый взгляд».
«Клык» — фильм-исследование человеческого общества в миниатюре, фильм-сатира на семейные ценности, фильм-протест против лицемерия воспитания.
Уже здесь проявляется особый стиль режиссера: холодная цветокоррекция, почти полное отсутствие музыкального сопровождения, антиутопичность, метафоричность, отсылки к греческой мифологии, откровенные эпизоды жестокости, безэмоциональность персонажей, любовь к открытым концовкам.
«Альпы»
В 2011 году Лантимос снимает фильм «Альпы» — историю об особой группе, участники которой оказывают услуги семьям, недавно потерявшим близких. Участники этой группы заменяют собой умерших и в их облике совершают визиты к родственникам.
Балансируя на грани реальности и фантазии, режиссер шокирует психологизмом и болезненностью происходящего. Режиссер снова представляет нам извращенные отношения внутри закрытой группы. Здесь одиночество доходит до крайней степени, а индивидуальности стираются.
«Лобстер»
Первый фильм Лантимоса на английском языке, наделавший шума не только на фестивалях , но и среди обычных кинолюбителей.
Снятая в Ирландии, антиутопичная история альтернативного будущего, в котором все обязаны жить парами; в противном случае, человека превратят в животное в отправят в лес. Действие происходит в жутком отеле. Отель — последняя надежда для одиночек. Им дают еще 45 дней для того, чтобы они нашли партнера.
Неуютная, динамичная, нарочито холодная картина обладает, однако, тонким юмором и иронично показывает пороки нашего общества на примере этой фантастической вселенной.
Исследование природы чувств любви и одиночества на фоне жестокого мирка, особое звуковое сопровождение погружает в транс, а абсурдность происходящего помогают адекватно воспринимать прекрасные актерские работы Колина Фарелла и Рейчел Вайс.
«Убийство священного оленя»
История о семье кардиохирурга Стивена и призраках прошлого.
Йоргус Лантимос продолжает оттачивать свое режиссерское мастерство и в 2017 выпускает фильм, в названии которого читается отсылка к греческой мифологии.
Режиссер не изменяет себе и продолжает приучать зрителя к необычным поворотам сюжета, холодной атмосфере и рассудительности героев.
Камерность картинки, завораживающая операторская работа, нервная атмосфера — некоторые из плюсов данной картины. История — главное в фильмах, а здесь она необычна и интересна; разговор об этике ли, мести ли или о семейный ценностях? Каждый интерпретирует картину по-своему.
Режиссер размышляет об извечных темах: ответственности и справедливости, но подаёт их под таким соусом, что оторваться просто невозможно.
«Фаворитка»
В последней своей работе Йоргус Лантимос, казалось, отходит от привычных тем, сняв историческую драму (действие происходит в XVII веке) о политических интригах королевы Анны, но всё же показывает проблемы одной группы людей. Меняется только место и время действия.
Повествование фильма меняет темп повествования. Совершается переход от комедии к драме.
Здесь удивительно раскрыты персонажи — каждая из трех героинь является главной. Героиня Оливии Колман становится жертвой своей мнительности и мистицизма. Персонажу Эммы Стоун это только на руку, она продолжает плести интриги, а Рейчел Вайс вынуждена принять участие в этой игре за сердце королевы.
Режиссер, как тонкий психолог, изящно показывает ценности той эпохи и манипуляции, к которым готовы прибегнуть героини в погоне за своими желаниями.
Йоргус Лантимос — режиссер-мизантроп, судя по тому, как он преподносит в фильмах людские пороки. Он создаёт миры со своими законами и логикой. С ним можно не соглашаться, считать его фильмы непонятными философскими высказываниями, но наблюдать за ним, по крайней мере, интересно.