Найти в Дзене
Страшные Сказки

Эффект Скайлер Уайт или Красные башмаки Уолтера Уайта

Наконец-то и я посмотрела Breaking Bad / Во все тяжкие - сериал, от которого я просто в восторге, причем причину своего восторга поняла только под занавес. Дело всё в том, что история главного героя - совершенно точно мужская версия сказки "Красные башмачки" - очень полезная сказка про то, как опасно не получать желаемое. Сейчас расскажу, что сказочного в брейкин бэд.

Уолтер Уайт - школьный учитель химии средних лет, который внезапно заболевает раком и понимает, что денег у его семьи не хватит ни на его лечение, ни - после его возможной смерти - на ипотеку, на заботу о сыне-инвалиде и дочери, которая вот-вот родится. Он ставит себе цель во что бы то ни стало заработать нужную сумму в весьма ограниченные сроки, объединяет свои знания химии и целевой аудитории воедино и принимает решение варить метамфетамин.

И, в принципе, на этом его история могла бы быть исчерпана и закончиться относительно счастливо: ГГ готовит чудесный продукт, его скоро замечают и берут работать в крупнейшую подпольную лабораторию, где он очень быстро зарабатывает значительно бОльшие деньги, чем те, которые изначально планировал.

Но в этот момент всё только начинается - и Уайт, действия которого поначалу как-то ещё можно понять и оправдать любовью к семье, все быстрее и быстрее скатывается в такой мрак, который ту мач даже для наркокартеля.

В конце концов Уайт просто разрушает все системы, в которых он был задействован: разрушена семья, разрушен бизнес, который, хоть и был преступным, но действовал по своим довольно жестким нравственным правилам. Не то, чтобы ГГ удалось "восстановить справедливость" - под конец он просто убивает всех, кого еще можно было убить, и погибает сам. Такая непонятная, в общем, история разрушения и добровольного саморазрушения.

И вот истоки такого поведения героя действительно очень интересны: при том, что Уайт - очень умный человек, хорошо владеющий собой, просчитывающий действия каждого из героев на шаг вперед, он все равно поступательно движется к собственному краху. Как будто бы именно самоубийство таким изощренным способом – его истинная конечная цель.

Мы поймем логику Уайта, если вспомним маленькую героиню сказки «Красные башмачки». Это история о бедной сиротке, у которой не было совершенно ничего, кроме красных башмаков, которые она смастерила себе сама, и потому очень их любила. Обратите внимание, это самое главное: она очень любила собственноручно изготовленные башмаки.

Потом малютку встречает богатая пожилая дама, жалеет ее и берет на воспитание. Естественно, наряжает девочку в приличную одежду, а ее старые лохмотья сжигает с мусором. Башмаки тоже. Дальше девочка живет в достатке, но с обычными серыми стремными туфлями. А потом она однажды видит в лавке красные башмаки - и начинается жесть. Девочка настолько трогается умом по поводу этих туфлей, что обманом разводит старушку на покупку (а старушка чувствует, что покупать их нельзя), и, обретя их, уже больше ни на что не обращает внимания – носит их круглосуточно и, кроме как на свои ноги, ни на что не смотрит. В конке концов, ей попадается сам черт в образе старого солдата, который отправляет туфли в дикий пляс и радостно сообщает девочке, что танцевать она будет, пока не затанцуется до смерти.

И девочка танцует. Но в какой-то момент ей действительно приходится выбирать между туфлями и жизнью, однако туфли больше не снимаются, и она просит отрубить ей ноги.

О чем эта сказка? Конечно, не о том, что покупать туфли и танцевать – плохо. Сказка о том, что если человек потеряет что-то очень сильно важное – то, через что он проявляется в жизнь, во внешний мир; то, через что он чувствует настоящего себя – он будет голодать. Однажды он изголодается настолько, что ничто другое, кроме удовлетворения этого голода, его интересовать не будет. Инстинкт самосохранения иногда работает столь парадоксально – человеку, в котором есть эта самая жажда реализации, спасти ее гораздо важнее, чем спасти себя физически.

Красные башмаки Уолтера Уайта – его реализация себя как безумно талантливого химика, его желание хорошо делать свое дело и быть за это уважаемым, чувствовать свою ценность, свою власть через признание высокого качества его работы – они слишком много лет были спрятаны от него. Поэтому, когда он обнаружил их в приготовлении наркотиков, ничто его не остановило. Уолтер бесконечно повторяет, что ради благополучия семьи готов делать все, что угодно: жить двойной жизнью, нарушать закон, убить, рисковать собой.
Но сам он всегда знал (и признался в самом конце сериала), что делает это только ради своих красных башмаков.

Когда башмаки Уолтера были утрачены? В сериале есть этот момент, и это настоящая драма для героя, хотя он старается не акцентировать на ней внимание: когда-то Уолтер с еще двумя людьми организовывает компанию, потом выходит из неё, продав свою долю за хорошие, но ожидаемые, не какие-то баснословные деньги. В последствии компания становится гигантом, а ее владельцы – миллиардерами.

А Уолтер становится школьным учителем. Очень порядочным, честным и хорошим человеком. Который спокойно трудится, очень старается заслужить похвалу жены, и никогда не жалуется на свою жизнь, а потом почему-то внезапно заболевает раком легких. Неслучайное заболевание, которое тоже говорит о том, что Уолтер не дышит свободно, в полную силу, и страдает от этого.
Дыхание – это прекрасный образ на взаимодействие с миром. Человек выдыхает, выпускает в мир себя, и вдыхает в себя информацию из внешнего мира и реакцию на то, что он выдохнул. У ГГ это взаимодействие с миром затруднено.

Сюжет не дает прямых ответов о том, почему Уолтер ушел из компании. Но он дает много косвенной информации, в свете которой бегство героя от успеха больше всего похоже на самосаботаж.
Именно потому, что Уолтер саботирует себя, а потом много лет живет в голоде по самореализации, его жена – Скайлер Уайт – таким уж чистым и критикующим только по существу персонажем не кажется.
За всю историю Скайлер ни разу не проявляет к мужу эмпатии. Она очень похожа на богатую даму из сказки про красные башмачки – причиняет добро, не сильно углубляясь в подробности: а считает ли другой добром то, что ты только что сделала?
С удивительной для умной женщины душевной слепотой она не замечает, что Уолтеру необходима от неё хотя бы минимальная похвала. В истории было множество моментов, когда Скайлер могла бы облегчить ситуацию, просто отдав мужу хотя бы часть признания, хотя бы кусок отнятого башмака. Но она этого не сделала.

Среди фанатов сериала существует понятие «Эффект Скайлер Уайт» - его определение есть на картинке. Но оно не совсем соответствует действительности.
Эффект Скайлер Уайт несет заряд гораздо более разрушительный, чем просто справедливая критика, и сформулировать его нужно так:
Эффект Скайлер Уайт - это игнорирование потребностей близкого человека в самореализации, желание поставить свою оценку способностей близкого выше его собственной самооценки.
Имеет крайне негативные последствия.

Текст - Соликова Анастасия.
Использовать можно только с моего согласия и со ссылкой на мой канал.