Путь к Черному морю у многих, кто решился поехать на автомобиле, пролегает не только по трассе федерального значения М4, но и по дорогам регионального или местного значения.
Например мы едем из Нижегородской области через Владимирскую, Рязанскую и Липецкую области, до выезда на федеральную М4. Где-то со временем трассы улучшаются, где-то становятся хуже или не меняются вовсе.
Итак, по порядку. Перегон от М7 до Мурома, Владимирская область-качество покрытия практически не изменилось за десять лет поездок. В некоторых местах идут ремонты, что не влияет на скорость проезда данного перегона. В этом году в одном из поселков введено реверсивное движение в связи с ремонтом моста с минимальной задержкой по времени.
Перегон Муром-Касимов, Владимирская и Рязанская область. С течением времени какие-то участки стали лучше,другие обветшали, но в целом ехать можно. Дорога, мягко говоря "не очень" начинается на подъезде к Касимову и продолжается по объездной города вплоть до кругового. После кругового,на подъезде к отремонтированному мосту через Оку дорога хорошая.
Вообще Рязанская область на данном маршруте предлагает дороги самого плохого качества. Помню году так в 2012 на одном из участков после Касимова до Шилово местами покрытие можно сказать отсутствовало, проще было ехать по обочине! Сейчас конечно все гораздо лучше, чем во времена минувшие, но "стиральной доски" хватает. И в этом году, о чудо, отремонтировали участок протяженностью не более 500 метров после г.Сапожок. Отличался этот участок тем, что край асфальта был настолько обкрошен, а полотно настолько узкое, что даже легковые машины едва могли разъехаться не съезжая на обочину. Интересен и г.Ряжск, дороги там ремонтировали году в 2013-14, и все было практически идеально! Но уже в 2015-16, все стало накрываться медным тазом, пошли выбоины,которые латают. Не крошатся только "лежачие полицейские" которые водятся в этом городе в изобилии А вот практически прямая дорога от Ряжска до трассы М6 стабильно в одном и том же состоянии, ее конечно тоже понемногу подлатывают заплатками, но полностью не ремонтировали, а состояние ее вполне приличное. Видимо изначально сделана качественно, что нельзя сказать о дороге через Александро-Невский, которая нестабильна в своем качестве. Разница этих двух маршрутов от Ряжска до трассы М6 лишь в том, что в первом случае можно примерно 30 км ехать по федеральной трассе с довольно неплохим качеством покрытия и практически без ограничений по скорости до 60 или 40 км/ч, как в варианте движения через Александро-Невский. И еще в Ряжске есть два весьма ушатанных железнодорожных переезда. Никогда не было проблем с их проездом ни туда ни обратно. Назову их северный и южный. В этом году южный переезд был перекрыт составом. Постояли мы минут десять, поняли что не дождемся, и поехали к северному, который был открыт. Не знаю насколько часто бывает такая акция на данном переезде,но про северный забывать не стоит!
Проехав по трассе М6 и свернув налево, в сторону городов Чаплыгин и Липецк, Рязанской области остается всего километра три. И если лет десять назад после Рязанского асфальта сразу чувствовалось качество Липецкого, который казался просто идеальным, То теперь все изменилось в худшую сторону, тридцать километров М6 и несколько километров трассы в Рязанской области выглядят несколько лучше, чем тот асфальт, что уложен на въезде в Липецкую область. До Чаплыгина качество практически не меняется.
Дороги в Чаплыгине весьма изменились за десять лет, в худшую сторону. Ремонт моста с реверсивным движением в 2019 году задерживает минимально. Дальше, до Липецка идет дорога с переменным качеством покрытия, обилием населенных пунктов с ограничением скорости в некоторых из них до 40 км/ч.
Съезжаем на объездную Липецка, качество которой год от года так же ухудшается, но плачевным назвать его пока нельзя. А затем проехав поворот на Боринское, едем приближаясь к трассе М4 ДОН по дороге с качеством на твердые 4 балла. Затем, до Краснодарского края движемся по трассе М4.
В этом году решили поехать через Тимашевск, чего не делали никогда,за исключением одной из первых поездок. Если честно, я проклял все! Нет, качество дороги неплохое. И даже не пробка на железнодорожном переезде, которую кстати несложно объехать, виновна в этом. Не понравилось то, что эта трасса очень загружена, а если учесть, что ехали этот участок мы в темное время суток, да и еще устали все, дорога показалась очень тяжелой! И очень большой минус, что негде остановиться, съездов немного, половина из них перекрыта шлагбаумами, перекрывающими подъезды к сельхозугодьям. Да, много заправок, но там особо не отдохнешь, слишком суетно там.
На переезде в Тимашевске потеряли минут 15, не более. Но удивило то, что куча аборигенов, даже при такой, небольшой задержке по времени, беззастенчиво предлагала свои услуги по объезду "пробки"! Пробка же, как я понял там образуется больше не по причине снующих туда-сюда поездов, а по причине высшей степени убитости самого переезда. Позорище конечно то еще!!!
В целом же дороги Краснодарского края на фоне дорог средней полосы России выглядят неплохо.
А вот на Крымском полуострове картина следующая.
Кампания по строительству дорог на полуострове в самом разгаре! Диких пробок мы не видели, разве что в Симферополе, да и то дикой это назвать нельзя, поскольку стояли мы в ней не более 20 минут. Качество же покрытия в целом среднее.А на вновь отстроенных участках трассы "Таврида", которая не совсем подходит к категории второстепенных практически идеальное.
Вот такими предстали перед нами второстепенные пути к Черному морю!