Найти тему
Science & Future

Китайская частная космонавтика оставляет конкурентов позади

Оглавление

Рынок частных космических услуг продолжает формироваться, но, как и полагается любому новому рынку, начинается всё с компаний-пионеров (зачастую, энтузиастов), которые в тяжелейших условиях пытаются занять свою нишу, не особо представляя, что из этого может выйти.

Двигатели.

Китайские частные космические компании очень активно начали развиваться в последние всего лишь 3-4 года. Одна из таких компаний, LandSpace, была основана Университетом Цинхуа в 2015 году в Пекине. Именно эта компания разработала первую частную ракету-носитель, которая была запущена в космос 27 октября 2018 года (Zhūquè-1). К сожалению, во время отделения третьей ступени произошла авария, так что пуск является неудачным.

Сейчас LandSpace занимается разработкой новой, уже многоразовой ракеты Zhūquè-2 с кислородно-метановым ЖРД. Заявлено, что РН сможет доставить на низкую околоземную орбиту до 4 тонн полезной нагрузки, а на солнечно-синхронную — до 2 тонн. По предварительным оценкам, запуск Zhūquè-2 планируется на конец 2020 — начало 2021 года. Zhūquè-2 является ракетой-носителем среднего класса, которая ориентирована на быстро растущий спрос на запуск низкоорбитальных малых спутников. В компании уверены, что подобные РН на жидком топливе представляют собой серьёзный пробел в космонавтике во всём мире, и именно на восполнение этого пробела нацелена LandSpace.

Разработка кислородно-метанового ЖРД является очень серьёзной задачей. Так, до конца июля 2019 года в мире существовали всего два кислородно-метановых ЖРД большой тяги, которые полностью прошли испытания: двигатель Raptor компании SpaceX, двигатель BE-4, разработанный Blue Origin.

И вот в конце июля компания LandSpace успешно завершила испытания кислородно-метанового жидкостного ракетного двигателя TQ-12 (Tiānquè, дословно «небесная сорока», в китайской культуре сорока — символ счастья) с тягой 80 тонн, на разработку которого ушло около четырёх лет. Продолжительность испытаний при полной тяге составила 100 секунд. Дополнительно были проверены качество и надёжность общей структуры двигателя. Следующими станут испытания в экстремальных условиях, а также на максимальную продолжительность работы. Но уже сейчас китайская частная компания официально освоила технологии 100-тонного ЖРД и теперь обладает всеми необходимыми возможностями для их разработки, что говорит о серьёзном технологическом скачке на пути освоения Поднебесной космоса.

Ракеты.

Примерно в то же время (25 июля) состоялся и первый успешный пуск частной китайской РН Hyperbola-1 компании i-Space с космодрома Цзюцюань.

Hyperbola-1 — это четырёхступенчатая ракета-носитель с твердотопливными двигателями на первых трёх ступенях и жидкостным на четвёртой. РН способна доставить груз массой до 260 кг на солнечно-синхронную орбиту.

-2

Hyperbola-1 доставила на орбиту кубсат CAS 7B (проект Пекинского технологического института), груз компании Watermelon Maker (китайской образовательной онлайн платформы), блок проверки технологий для государственной телевизионной сети Китая CCTV, а также, спутник компании Aerospace Science and Technology Space Engineering Development Co. Ltd, название и описание которого не раскрываются, и объект под названием Star Age-6, владелец и назначение которого также не известны. Помимо этого, на борту находилась неуказанная полезная нагрузка двух компаний, спонсировавших миссию: винной и автомобильной.

-3

Два этих серьёзнейших достижения на несколько шагов вперёд продвигают китайскую частную космонавтику, следить за которой становится всё интереснее. Кстати, по состоянию на декабрь 2018 года в Китае насчитывалось более 60 частных космических компаний. Я обязательно буду и дальше рассказывать о самом интересном, так что подписывайтесь на канал, а также канал в Telegram, уютный чатик для дискуссий на научные темы и канал в YouTube, над которым я работаю. Спасибо, что читаете.