Найти в Дзене
Культурный рассвет

Хэл Эшби главный хиппи Голливуда

Хэл Эшби — один из самых любопытных авторов эпохи «Нового Голливуда». Сам по себе почти хиппи, в юности скитавшийся по США как бродяга, он оказался в киноиндустрии случайно, через биржу труда устроившись в типографию студии Universal.

Фильмы Эшби принесли в голливудское кино независимый дух, маргинальных персонажей и высмеивание американского мещанства. Об этом необычном режиссере говорим в предлагаемом материале.

Хэл Эшби. Источник: Яндекс Картинки
Хэл Эшби. Источник: Яндекс Картинки

Эпоха «Нового Голливуда», начавшаяся во второй половине 60-х и закончившаяся в начале 80-х, подарила истории кино длинный ряд великолепных фильмов и выдвинула на первый план множество режиссеров с яркой творческой индивидуальностью.

«Новый голливуд» — это настоящая концентрация независимого духа, столь любимого нами. Но даже среди независимых авторов, прогремевших в то время (таких как Коппола, Скорсезе, Карпентер, Корман, Хоппер и прочих), находились еще более удивительные персонажи, способные поразить и своим аутентичным кино, и своей человеческой судьбой. Таким человеком был Хэл Эшби.

Фильмы Эшби воплощали контркультуру, протестные настроения и антибуржуазную сатиру. И без него «Новый Голливуд» точно бы обеднел. Поговорим о творчестве этого самобытного режиссера.

Перекати-поле

Наверное, все существо Хэла Эшби можно было бы сравнить с перекати-полем. Даже с датой рождения есть проблемы, и издание «Режиссерская энциклопедия. Кино США» сообщает нам, что постановщик родился то ли в 1936-м, то ли в 1929-м (хороший разброс, неправда ли?).

Впрочем, известно, что будущий классик «Нового Голливуда» появился на свет в мормонском штате Юта, город Огден. И с самых первых лет жизни Хэл столкнулся с тем, что наш мир — не самое комфортное место.

Родители-фермеры рано развелись, отец покончил с собой когда Эшби еще был ребенком. В подростковом возрасте парень бросил среднюю школу и отправился бродяжничать — факт отсутствия у него высшего образования долгое время не освещался, и студии в дальнейшем утверждали, будто он окончил Университет штата Юта.

Хэл Эшби. Источник: Яндекс Картинки
Хэл Эшби. Источник: Яндекс Картинки

Скитаясь по Соединенным Штатам, молодой Хэл Эшби работал на различных неквалифицированных работах, в том числе на строительстве железной дороги — сам он утверждал, что сменил 50 или 60 специальностей. К 21-му году уже успел дважды жениться и развестись.

Но в конечном счете, автостопом добрался до солнечного Лос-Анджелеса, где произошло несколько неординарное событие: наш герой пришел на биржу труда, на которой каким-то образом фигурировала вакансия копировальщика в типографии студии Universal.

Не долго думая, Эшби согласился поработать там и некоторое время трудился над копированием голливудских сценариев, студийной документации и печатью постеров.

Однако хипповатый молодой человек показался кому-то на студии перспективным, и в скором времени его уже назначили ассистентом монтажера. В этой должности Хэл Эшби работал над такими голливудскими проектами 50-х как «Дружеское увещевание», «Большая страна» (режиссер Уильям Уайлер), «Дневник Анны Франк» и «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (режиссер Джордж Стивенс).

Все это крупные мейнстримные картины, на которых, надо полагать, Эшби получил богатый опыт в работе с монтажом. В следующем десятилетии он уже переходит на позицию главного монтажера.

И здесь он сразу же стал взаимодействовать с серьезными режиссерами.

Первым проектом Эшби-монтажера стал фильм британского независимого постановщика Тони Ричардсона «Незабвенная». Затем установилось длительное творческое сотрудничество с режиссером Норманом Джуисоном — для него Хэл Эшби смонтировал целых пять кинолент, причем за монтаж фильма «Полуночная жара» получил премию «Оскар» (лучший монтаж).

х/ф "Получночная жара". Источник: Яндекс Картинки
х/ф "Получночная жара". Источник: Яндекс Картинки

Вероятно именно награда Американской Киноакадемии, плюс протекция Джуисона позволили Хэлу Эшби получить первую постановку в качестве режиссера.

Предыдущий период творческого пути Хэла Эшби не прошел бесследно для его режиссерского метода. Впоследствии он утверждал, что для того, чтобы изучить искусство режиссуры, нужно изучить и искусство монтажа.

И автор этой статьи вынужден согласиться с тем, что позиция не лишена серьезных оснований.

«Когда фильм попадает в монтажную комнату, он содержит в себе усилия всех специалистов, вовлеченных в процесс. Режиссуру, сценарное и актерское мастерство, операторское искусство, мастерство художника, освещение и звук.
Всё это нужно изучать снова и снова, пока вы не начнете понимать, хорошо оно или нет. Просмотр не поможет вам залезть в голову режиссера или осознать, каким образом он переносит замысел на экран, но это хороший способ наблюдать за результатами и извлекать из них бесценные знания»

Неудивительно, что получив возможность ставить кинокартины, наш герой протащил в них изрядную долю собственного мировоззрения и жизненного опыта.

Хэл Эшби. Источник: Яндекс Картинки
Хэл Эшби. Источник: Яндекс Картинки

Фильмы Эшби наполнены маргинальным поведением и легким отношением к окружающей действительности. К тому же, в них почти постоянно присутствует едкая критика американского мещанства.

Но об этом мы поговорим в последующих статьях. С оригинальной статей вы сможете ознакомиться на нашем блоге craftkino.ru

Спасибо за внимание! С Вами был «Культурный рассвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!

Автор статьи: Влад Дикарев