Найти в Дзене
Замочная скважина-news

«Мастер и Маргарита»: как снимали пикантные сцены

Экранизация романа «Мастер и Маргарита», снятая режиссёром Юрием Карой в 1994-м, долгое время пролежала на полке. Причиной стали не происки цензуры, а веяния нового времени - разногласия, случившиеся между создателем картины и продюсерами. «Мастер и Маргарита» - самое мистическое произведение в российской литературе ХХ века. Считается, что любая попытка экранизации творения Булгакова обречена на различные проблемы, а своим создателям грозит неприятностями в жизни. Наглядным подтверждением этого стал фильм Юрия Кары, который шёл к зрителям целых 17 лет. Съёмки кино в эпоху перемен За масштабный проект режиссёр взялся в начале 1990-х, когда в отечественном кино всё рушилось, начиная с производства фильмов и заканчивая полным развалом налаженной советской системы проката. Юрий Кара, между тем, постарался максимально бережно перенести на экран текст книги. Подвал Мастера, например, снимался в том самом подвале, который имел в виду Булгаков. Для создания библейских эпизодов съёмочная групп
Оглавление
Почему фильм, созданный Юрием Карой, так долго не мог выйти на экраны, и почему Вертинская была против отснятой «обнажёнки»
Почему фильм, созданный Юрием Карой, так долго не мог выйти на экраны, и почему Вертинская была против отснятой «обнажёнки»

Экранизация романа «Мастер и Маргарита», снятая режиссёром Юрием Карой в 1994-м, долгое время пролежала на полке. Причиной стали не происки цензуры, а веяния нового времени - разногласия, случившиеся между создателем картины и продюсерами.

«Мастер и Маргарита» - самое мистическое произведение в российской литературе ХХ века. Считается, что любая попытка экранизации творения Булгакова обречена на различные проблемы, а своим создателям грозит неприятностями в жизни. Наглядным подтверждением этого стал фильм Юрия Кары, который шёл к зрителям целых 17 лет.

Съёмки кино в эпоху перемен

"Мастер и Маргарита", фото из открытых источников
"Мастер и Маргарита", фото из открытых источников

За масштабный проект режиссёр взялся в начале 1990-х, когда в отечественном кино всё рушилось, начиная с производства фильмов и заканчивая полным развалом налаженной советской системы проката.

Юрий Кара, между тем, постарался максимально бережно перенести на экран текст книги. Подвал Мастера, например, снимался в том самом подвале, который имел в виду Булгаков. Для создания библейских эпизодов съёмочная группа отправилась в Израиль.

К работе удалось подключить весь цвет тогдашнего отечественного кино. Анастасия Вертинская сыграла Маргариту, Валентин Гафт - Воланда, а Александр Филиппенко - Коровьева. Также в фильме снялись Сергей Никоненко, Сергей Гармаш, Леонид Куравлёв, Николай Бурляев, Лев Дуров... До премьеры фильма не дожили многие участники экранизации: Михаил Ульянов (прокуратор Иудеи), Виктор Павлов (кот Бегемот), Спартак Мишулин (Арчибальд Арчибальдович), Борислав Брондуков (Варенуха).
Наталья Крачковская тоже сыграла в картине, фото из открытых источников
Наталья Крачковская тоже сыграла в картине, фото из открытых источников

Съёмочная группа сознательно отказалась от использования компьютерной графики, которая тогда только начинала развиваться. И, пожалуй, правильно, что так сделала: через 20 лет после съёмок тогдашняя компьютерная анимация смотрелась бы нелепо и очень смешно.

Палки в колёса

"Мастер и Маргарита", фото из открытых источников
"Мастер и Маргарита", фото из открытых источников

Неприятности начались с того, что продюсеры предложили режиссёру сократить картину до трёх с половиной часов, убрав из экранизации всё лишнее. В итоге под нож пошли смысловые паузы и сложные актёрские сцены.

Но этого оказалось недостаточно. Спор между двумя сторонами продолжился, а в итоге обернулся судебными делами и... пропажей картины, о которой заявили продюсеры.

Говорят, что свои палки в колёса создателям вовсю ставил и тогдашний глава Союза кинематографистов Элем Климов, который тоже давно мечтал о своей булгаковской экранизации. Добило же фильм то, что уже на стадии получения прокатного удостоверения, вдруг появились наследники писателя, заявившие свой протест на работу над картиной.

Не обошлось и без действительно мистических моментов, мешавших созданию кино. Так, в саду «Эрмитаж», где снимался ряд сцен, прорвало трубу с горячей водой: отснятый материал оказался в огромной луже кипятка, при этом пострадал и один из работников, которого окатило горячей водой.

А Анастасия Вертинская - против!

"Мастер и Маргарита", фото из открытых источников
"Мастер и Маргарита", фото из открытых источников

Ещё с одной проблемой Юрию Каре пришлось столкнуться уже на стадии монтажа. Актриса Анастасия Вертинская, посмотрев готовый материал, вдруг заявила, что эпизоды, в которых она появляется обнажённой, не должны попасть на экраны. Больше всего звезда протестовала против сцены бала, где она предстала во всей красе. Анастасия даже наотрез отказалась озвучивать этот эпизод. В итоге видео с голой артисткой всё же попало в готовую картину, но в качестве «озвучки» выступил... шум в виде фонового грохота и лягушачьего кваканья.

Кстати, со съёмкой обнажённой массовки больших проблем не возникло. В начале 1990-х молодые москвички толпами шли по объявлению о кастинге. В кабинет, где проходил отбор, голых претенденток на участие в массовке заводили большими группами по паре десятков человек. К работе над картиной отобрали лишь обладательниц самых роскошных фигур.

Однако дамы, не прошедшие конкурс, утроили реванш: разделись в кустах и, под шумок, проникли на съёмочную площадку. При этом они не только нарушили идиллию в кадре, но и создали Каре целый ряд проблем. Во-первых, позже потребовали от режиссёра за стриптиз весьма приличных денег. А, во-вторых, попали в кадр с крестиками на шеях, которых на сатанинском празднике быть не могло...

Премьера в 2011-м

Вообще, мировой кинематограф брался за роман Михаила Булгакова не раз. Есть и польская, и югославская экранизации. В 2005-м телеканал «Россия» показал 10-серийный фильм Владимира Бортко, снятый по книге.

Премьера творения Кары состоялась в 2011-м. К этому моменту удалось решить все финансовые и прочие споры. Зрители увидели трёхчасовой вариант фильма, хотя в загашнике у Юрия сохранена и картина, хронометраж которой - 6 часов.