В художественной среде в которой я формируюсь как художник рисовать с фотографий считается «зашкваром» и халтурой (хоть каждый и скрипя зубами иногда прибегает к этому). «С фотографии рисовать нельзя!», «Зачем рисовать с фотографий, когда есть натура?», «Вы что не умеете рисовать, раз рисуете с фотографий?», «А как же старые мастера писали свои работы? У них то фотографий не было!» - стыдят нас преподаватели, когда ловят какого- нибудь ленивого студента за срисовыванием с фото. Почему ленивого? Потому что лень ведь искать натуру для рисования, а вот в интернете найти фотографию чего- либо, да и рисовать дома в свое удовольствие попивая чаек на диване очень даже не лень.). Пока преподаватели апеллируют к том, что у старых мастеров кроме натуры ничего не было, и они были вынуждены рассекать леса и улочки в поисках объекта изображения, мастера тем временем...
Конечно же они тем временем проводили много времени с натурой и подробно ее изучали всеми возможными способами! Вот взять к примеру русских художников - пейзажистов, ходили на пленэры, делали зарисовки с натуры, не сидели дома! А пейзажи то какие получались точные! Но ладно то летом, а зимой как рисовать в заснеженном лесу? Зима в России как известно холодная, иногда даже очень, особо то не порисуешь, обмерзнешь весь или краски заледенеют. Интересно, как это им удавалось!? Например, работа великого русского живописца И. И. Шишкина «Зима». Невероятно! Каждая веточка, каждый сучок прописан, если долго смотреть на эту сказочною картину щёки от холода начинают румянятся и пар изо рта идет. Глядя на нее гадаешь, как это он так точно лес изобразил! Понятно, зарисовки с натуры делал, эскизы, а после в студии писал, большое полотно, но это же какую трудоемкую предварительную работу надо было сделать прежде! Талан в совокупности с трудом! Восхищалась талантом великого мастер! Увлеклась его биографией, чтобы понять феномен его идеального рисования пейзажей и применить его на своем опыте. И узнала! Оказывается в таком детальном изучении природы Шишкину помогала именно фотография. Вот и доказательство!
«(из письма И. И. Шишкина И. А. Уткину, Петербург, 1896)."Я хочу Вам дать совет капитальный, на котором зиждется вся премудрость изучения природы или натуры, как говорят, а также и тайны искусства и особенно техники живописи, — это фотография. Она единственная посредница между натурой и художником и самый строгий учитель…
А практически делается вот так: берётся по вашему вкусу хорошая фотография или только часть из неё, Вам нужная, и, дабы хорошо видеть и понять, нужно взять лупу или стекло увеличительное. С фотографии, кроме рисования каранд[ашом], нужно писать краской, одним тоном, в тон примерно фотографии. …".» (Цитата взята из статьи "Художник Шишкин. Творческая лаборратория" журнала "Наука и жизнь" , выпуск № 1, 2008 год)
Ничего себе, Иван Иванович! Удивили! Но если серьезно, художник не бездумно копировал изображение с фотографии (как делают халтурщики), а благодаря ей продолжал изучать натуру, когда не имел к ней доступ, например, в холодные зимы. Так что в его предварительной работе перед написанием полотна кроме бесчисленного кол-ва зарисовок, набросков и эскизов свою роль играла и фотография. К тому же в том времени фотография была новшеством и новым способом изучения объекта изображения для художников. Так что не лень, а дикий интерес к натуре и желание совершенствоваться в живописи подсказали ему использовать в изучении природы фотографию
««…бездарный будет рабски копировать с фотографии все её ненужные детали, а человек с чутьём возьмет то, что ему нужно», — писал сам Шишкин одному из своих учеников.» (Цитата взята из статьи "Художник Шишкин. Творческая лаборратория" журнала "Наука и жизнь" , выпуск № 1, 2008 год)
Конечно же слова преподавателей о важной роли натуры в рисования для меня не потеряли значения, а даже наоборот! Но вот сове отношение к роли фотографии в предварительной подготовке в работе с рисунком я пересмотрела.