Спасибо всем, кто успел присоединиться к каналу! Ваше внимание и комментарии очень вдохновляют! Не забывайте подписываться на канал - здесь вас будут ждать только свежие и интересные статьи о Японии - от аниме и манги до классической литературы, от средневековья до современности. На этот раз речь пойдет о японском детективе и одном из самых известных его персонажей...
Имя Шерлока Холмса давно уже стало нарицательным. Но далеко не все знают о его японском коллеге, который не менее знаменит у себя на родине, чем Шерлок - на Западе. Но прежде, чем говорить об этом персонаже, нельзя не сказать несколько слов о его создателе, родоначальнике японского детектива - Эдогаве Рампо.
Этот выдающийся писатель по праву считается основателем современного японского литературного жанра. Настоящее имя Рампо - Таро Хираи, псевдоним же взят в честь Эдгара По - Эдогава являлся его большим поклонником. Этот человек за свою жизнь проделал колоссальный труд для развития литературного детектива в Японии, по сути «открыв» этот жанр для современной японской литературы. Помимо огромного количества художественных работ он писал эссе, статьи, критические заметки, исследовательские работы, читал лекции. Выступил в поддержку организации «Субботнего детективного клуба», (вскоре преобразован в «Клуб японских детективных писателей») и стал его первым президентом. А в 1954 году учредил литературную премию за лучшее произведение в детективном жанре, которая является действительной и по сей день. Творческое наследие Эдогавы Рампо и его влияние на японскую литературу огромно и произведения его пользуются популярностью в Японии по сей день — они переиздаются, экранизируются, ложатся в основу игр, на них ссылаются в аниме и манге...
Детектив Когоро Акэти (明智小五郎) является проходным персонажем рядя произведений Рампо, как и Холмс у Дойля. Как правило, он - не главный герой истории, а лишь резонер, вспомогательный элемент, дающий герою, расследующему преступление, подсказку и выводящий его к истине. Образ Акэти в Японии широко известен, он стал частью массовой культуры в не меньшей степени, чем Шерлок Холмс Дойля — на Западе.
То, что выделяет Акэти среди известных сыщиков детективов мира — его «неприметность». Акэти, безусловно, обладает какими-то стереотипными качествами «великого сыщика» вроде безусловной образованности и начитанности, однако практически лишен «светского лоска» и каких-то ярко выделяющих его среди обывателей черт. В рассказах почти не встречается подробное описание его внешности, единственные заметные ее детали – растрепанная шевелюра, улыбающиеся глаза и ироническая усмешка. Практически никакого эпатажа, эксцентричности или внешних особенностей, подобных тем, что наделяют гениев обычно в массовой культуре. Отчасти создание подобного персонажа связано с особенностями культуры Японии — индивидуальность и яркое обособление из общества здесь не почитаются за что-то выдающееся, и не слишком броский, «такой, как и все» детектив куда ближе массовому читателю Японии.
Образ Эдогавы Рампо и его героя, Когоро Акэти, сыграл огромную роль и в современной массовой культуре Японии, в том числе и в аниме индустрии. Так, фамилии Эдогавы и Когоро не случайно даны героям культового детективного аниме «Детектив Конан», не обойден вниманием и играет значительную роль в сюжете Эдогава Рампо в уже упоминавшейся здесь манге «Бродячие псы литературы» (Bungou Stray Dogs), где прототипами героев являются писатели, а образ Акэти Когоро нередко встречается в детективных аниме в том или ином виде.
На русский переведены следующие работы из цикла произведений Рампо про Акэти: «Психологический тест», «Простая арифметика», «Невероятное орудие преступления» и «Игры оборотней». Очень рекомендуется к прочтению, как, впрочем, и другие работы этого автора - не пожалеете, они действительно хороши. К слову, в меньшей степени, но Рампо так же успешно писал в жанре «литературы об ужасном», являясь здесь продолжателем не европейской готической литературы, а национальных традиций.