В старых журналах встретилось занимательное описание угощения на бракосочетании Петра Ивановича Панина и Анны Алексеевны Татищевой в 1748 г. Любопытно здесь то обстоятельство, что все это десертное изобретение имело символический смысл, связанный со свадьбой и обстоятельствами этой свадьбой обозначенные. Сдающаяся крепость, защищенная щитом Минервы, – это, понятно, сторона невесты. Купидоны представляли другую, активную, позицию, сиречь – жениха. Что именно могли значить всякие батальные атрибуты, особенно разнообразные «шанцкорбы» и «апроши» - вслух сказать не рискую.
Для начала, выбрано место действия, для чего нанят на время дом одного из вельмож, ну и конечно, все это было соответствующим образом декорировано: «браутс-камера» (комната невесты) обита зеленым штофом, кровать в ней – золотым галуном, да и вся остальная так сказать «мягкая мебель», а именно: канапе, кресла и табуреты, также претерпели изменения в сторону уторжествления общего впечатления.
Перед комнатой невесты поставлен стол с «конфектами», обитый малиновым с золотом штофом. Тарелки со сладостями представляли крепость, в середине которой расположено было сердце пробитое стрелою, прикрытое, однако, щитом Минервы. Надо полагать, что подобный «натюрморт» означал, так сказать, сторону невесты. При этом крепость была укреплена бастионами и рвами.
А вот показанная далее стороны жениха не может не смущать некоторым изобилием персонажей. Думается, что сам брак и особенно, то, что следует ночью вслед за брачной церемонией, дело глубоко интимное, индивидуальное, сокрытое от чужих излишне любопытных глаз. Так вот здесь меня несколько смущает многочисленность атакующих несчастную невесты персонажей.
По задумкам дизайнеров, крепость была атакована «гениусами любви» (сиречь купидонами) с последующим за ними полком вооруженного регулярного войска и артиллерией, да еще под предводительством полковника, сидящего на коне. Мало того, чтобы уж точно исключить возможное несогласие невесты, атака подкреплялась различными инженерными задумками: к крепости были подведены апроши, устроены артиллерийские батареи, расположенные между «шанцкорбами» (это корзины, наполненные землей), организован обоз, перевозящий «амуничные вещи» и состоящие из медных пушек с лафетами.
Ну и дабы не возникло никаких разночтений, атакующие имели знамя с гербом Паниных, а осажденная крепость, естественным образом выставляла белое знамя с гербом Татищевых.
Вся эта красота оказалась иллюминована многочисленными свечами, стоящими на столе в серебряных подсвечниках. Это все не считая общей иллюминации остальных покоев, в которые могли проникнуть гости и виновники торжества. Имелась и наружная иллюминация горящими плошками. Это уже - само здание по карнизам, двери и ворота.
Что ж тут скажешь. Очень живописно и сильно.
Действующие лица: Панин Петр Иванович (1721—1789), Анна Алексеевна Татищева (1729-1764). Русский архив 1875 г.