Я попала в труппу Кудашева, когда мне шел 14-й год.
- Я согласна, волнуясь сказала Сахибджамал. - Только скажите, что делать. - Пока ничего не надо делать. Завтра с утра, в десять, приходите сюда в клуб, и я всё объясню. Можете взять с собой подружку.
На следующее утро Сахибджамал пришла в "Восточный клуб" одна. Её уже ждал Кудашев-Ашказарский. Он расспросил девушку, как её зовут, и предложил заменить её фамилию на более благозвучную. Но будущая актриса не собиралась отказываться от памяти отца, фамилию которого она носит.
- Где вы родились? - спросил Кудашев.
- Здесь, в Казани, на Волге.
- Вот и хорошо. Давай прибавим к твоей фамилии "Волжская"? И будешь с сегодняшнего дня именоваться "Гиззатуллина-Волжская".
- Я согласна.
Сахибджамал Гиззатуллина-Волжская попала в труппу молодых актёров, где были Г. Кариев, В. Муртазин-Иманский, Р. Ахундов, А. Кулалаев, Н. Гайнуллин и Болгарский. Все они очент обрадовались приходу девушки-артистки, каждый старался помочь ей в овладении искусством сцены.
из воспоминаний Халита Лотфулловича Кумысникова (1926 - 2008) - театроведа, педагога, заслуженного деятеля искусств Татарстана
Моя первая роль – Шафика в спектакле «Несчастное дитя» (перевод пьесы турецкого драматурга Намыка Кемаля). Эта роль была похожа на Луизу в пьесе «Коварство и любовь». Мне очень нравилось играть такие роли.
Я довольно быстро освоилась на сцене. И сейчас для меня в жизни ничего не существует, кроме сцены. Всей моей радостью всегда была только сцена. Я никогда не играла свои роли с суфлером. Знала свои роли наизусть и старалась исполнять с большой отдачей, от чистого сердца.
В те годы мне довольно часто приходилось быть трансформатором. Все женские роли, которые были в книге, доставались мне одной. А их нельзя играть одинаково, надо было искать особенности каждой, отличительные черты.
Из-за большой любви к сцене и к своей работе мои роли получались удачными. В этом мне помогли русский театр и русские актеры. Потому что мы все не получили специальной школы. Да к тому же в те времена в нашей голове было не только изучение роли. Нам приходилось искать еще и костюмы для исполнения этих ролей. Голова была загружена поисками платьев, ичигов, калфаков, бегая по всему городу. За весь день измотаешься, как ломовая лошадь, ешь не досыта, и в таком состоянии приходится выходить на сцену. Вот все это очень сильно врезалось в душу. Наш первый спектакль состоялся в городе Касимов. Но дела там шли не очень хорошо, поэтому Кудашев увез нас в Нижний. Но и там мы пережили немало бед. Потому что нам довольно долго не давали разрешение.
Труппа Кудашева-Ашказарского гастролировала по городам России и имела огромный успех у простого зрителя. Сахибджамал вначале было очень трудно обрести на сцене спокойствие. Критик, скрывавшийся под именем "Карт театрчы" ("Старый театрал"), подверг критике её игру в спектакле "Предложение" по пьесе-переделке Чехова за неестественность движений и напряженность. Сама актриса на критику реагировала нормально: если тебя критикуют, чтобы ты играла лучше, то с этим надо соглашаться и стараться избегать неудач. Она долгими часами, оставшись наедине с собой, по нескольку раз повторяла сцены, в которых ей приходилось играть. И, наконец, добилась простоты и естественности. Вероятно, она тщательно изучала игру актеров русского театра, особенно во время гастролей Московского Художественного театра, о котором шла слава по всей России.
из воспоминаний Халита Лотфулловича Кумысникова (1926 - 2008) - театроведа, педагога, заслуженного деятеля искусств Татарстана