Найти в Дзене
Интересное вокруг

Топливо из мусора

Человечество уже много десятилетий подряд обеспокоено созданием альтернативных способов получения топлива, которое будет дешевле и экологичнее привычных нам бензина и дизельного топлива. Посты в социальных сетях о создании учеными установок по получению топлива из мусора, воздуха и прочих невероятных материалов набирают тысячи лайков. Мы думаем, что теперь-то ученые нашли способ получить то самое экологичное топливо, теперь-то уж точно цена на бензин упадет, а воздух станет свежее, земля плодороднее, водоемы чище. В этой статье вы прочитаете рассуждения и мнения работника в области химической технологии нефти и газа, основанные на научных теориях, технологии производства топлив и здравом смысле.

1. Разбираем производство топлива из мусора.

Следует сказать, что речь идет о переработке органического мусора. По запросу в Youtube «Топливо из мусора» находятся множество видео. Я просмотрела некоторые из них. В этих видео представлены рабочие установки по переработке мусора с получением, как утверждают в ролике, «высокооктанового бензина, а если нужно, то меняете режим и вот вам «супердизель», всё это без вредных выбросов в атмосферу. Этот бензин поступает сразу в емкость, его вливают в бак автомобиля и тестируют. Водитель доволен, попутно сообщая, что раньше тратил на дорогу домой 15 литров бензина в одну сторону, но вот на этом бензине можно в обе стороны съездить. Литр бензина, полученный таким способом, стоит 4 рубля. Установки можно ставить в подвале жилого дома, помимо топлива получая тепло для обогрева дома. Мечта, а не установка. Эти проекты называются Green Blaze, АИСТ (Альтернативные Источники Топлива), «Нефтевыжималка» - проект Виталия Шаблова, которому он еще не придумал точного названия.

На проект АИСТ я даже нашла патент. Кому интересно почитать подробнее - РФ № 2291349, МПК F23B 10/00 от 01.01.2010. Так как эти установки аналогичны, рассмотрим их принцип действия на примере АИСТ.

Мусор загружают в бункер, где он измельчается и перемещается шнеком в зоны окисления, в каждой из которых давление ниже, а температура выше. В патенте их называют «зоны окисления». Температура в последней зоне может достигать 1000-1500 градусов. А теперь представим сколько будет стоить поддержание такого тепла даже в небольших зонах. На выходе получают газ и зольный остаток. Про бензин и супердизель ни слова. Есть только упоминание, что газ можно использовать для дальнейшей переработки.

Так выглядит схема установки АИСТа, найденная на просторах интернета
Так выглядит схема установки АИСТа, найденная на просторах интернета
Схема из патента
Схема из патента

Теперь очень кратко рассмотрим получение бензина и дизельного топлива на нефтеперерабатывающем заводе. Нефть поступает в ректификационную колонну, где предварительно из неё выделяют бензин, затем идет в следующую колонну, где разделяется на газы, бензин, авиакеросин, легкое и тяжелое дизельное топливо, мазут. Качественный состав нефти напрямую влияет на качество этих фракций. При разделении нефти на фракции получают около 16% бензина, 13% керосина, 29% дизельной фракции. Бензин и дизельное топливо, полученные таким образом, нельзя заливать в бак автомобиля. Эти фракции лишь являются сырьем для получения товарных бензинов. Фракция бензина еще пройдет стадии вторичной перегонки, стабилизации, гидроочистки, каталитического риформинга, каталитической изомеризации, добавления различных компонентов. Дизельная фракция тоже пройдет ряд обработки, прежде чем достигнет необходимых свойств. После этого топлива проходят аналитические исследования. Для бензина это: плотность, содержание серы, меркаптанов, октановое число, фракционный состав, давление насыщенных паров, коррозионная активность, йодное число, кислотность, концентрация фактических смол и еще около 15 показателей. Для дизельного топлива: плотность, содержание серы, температуры помутнения, застывания, вязкость, температуры вспышки, зольность, коксуемость, содержание воды и другие. Эти показатели характеризуют экологичность, безопасность их использования, эффективность и обеспечение долговечности систем автомобиля. Несоответствие хотя бы по одному из этих параметров ведет к браку продукции.

В заключение хочу сказать, что установки по вторичной переработке мусора имеют место быть, но как вспомогательный сегмент в нефте- и газопереработке. Получение качественного топлива из органического мусора с их помощью невозможно. Сырье для этих установок: пластики, каучуки, упаковки и пакеты хоть и созданы из многостадийно переработанной нефти, но имеют большое количество нежелательных примесей (добавок, красителей и прочих). Даже в патенте АИСТ указано, что изобретение относится к энергетике, а именно - к способам производства тепловой энергии за счет разложения твердого топлива в окислителе. Эти установки экспериментально используются в некоторых домах для обогрева, утилизации мусора и получения бытового газа. Информации и отзывы от людей, в домах которых есть АИСТ я не нашла.

В следующей статье я разберу тему получения топлива из воздуха. Будет интересно!

-4