Найти тему

Умереть, совершив подвиг ради людей? Нет уж, обойдутся

Примерно так ответите и вы, если к вам, как к персонажу, которого в фильме «Предсказание» играет Олег Басилашвили, придёт человек с канистрой бензина и предложит совершить самосожжение под лозунгом «Коммунизм, вон из России!»

Вы, может быть, очень любите свою страну, но умирать за нее, да еще таким глупым образом, едва ли хотите. Вообще, вы едва ли хотите чем-то жертвовать, когда непонятно, ради чего. И сейчас я наталкиваюсь памятью на слова Романа Трахтенберга из книги «Вы хотите стать звездой».

Он рассказывал про халявщиков-друзей, которые просили его как ведущего мероприятий приехать и бесплатно поработать на них. Роман Львович говорил так:

«Интересно, он что думает, будто я с какого-то голодного острова?! Примчусь в ресторан ради халявной жрачки и, как Данко, с криком «Что сделаю я для людей!» вырву из груди свое сердце и освещу им путь к низменному веселью? Им, т. е. всем этим абсолютно чужим мне гостям?! И будет АРТИСТУ кайфово. И будет ему хорошо...

А мне хорошо не будет. Пьянка, как я сказал, для меня — работа, и хотелось бы, чтобы это понимали и платили за нее соответственно, как за работу».

Умереть ради соотечественников и убить вечер ради пьяных друзей, как бы дико ни звучало, — это одно и то же. Только, бросаясь телом на пулемет, ты жертвуешь всей жизнью, а отодвигая свои планы на потом ради одного вечера, ты жертвуешь одним вечером.

Один вечер твоей жизни — это часть твоей жизни, так что жертвуешь ты ощутимой частью своей жизни. Примерно так я себе объясняю свой поступок, когда не хочу работать на кого-то дешево или бесплатно.

Тем не менее, известный горьковский рассказ «Старуха Изергиль» показывает нам Ларру (сына орла, эгоиста и гордеца) как несущего наказание плохого человека, а Данко — как героя, положившего жизнь во имя спасения соплеменников.

Два главных персонажа двух легенд — чистые антиподы. Ларра убивает дочь старейшины, грубит уважаемым людям, свысока смотрит на окружающих и за это наказан одиночеством. Данко делает наоборот. Он приносит в жертву себя самого, чтобы его народ выжил.

То есть, вроде бы, не надо быть как Ларра, но надо быть как Данко. Однако почему-то Ларра, хоть и в изгнании, но жив. Он ищет смерти, нарывается на драку с людьми, но те оставляют его в живых. Тогда как Данко после подвига — мёртв. Ему даже памятник никто не ставит. А случайный человек, чтобы подвиг Данко скорее забылся, топчет его сердце ногами.

То есть получается, что эгоист, хоть и не счастлив, но хотя бы жив. Альтруист же сразу умер и был тут же забыт соплеменниками. Да, не спорю, подвиг Данко — это подвиг настоящего патриота, и, быть может, высоко духовного человека. Не удивлюсь, если среди вас есть такие, кто считает, что стране своей главное отдавать, а не ждать чего-то от нее.

Пожалуй, многие действительно отдадут жизнь за родину.

Не знаю, как вы.

Я нет.