Найти тему
символы и знаки

Символы на картах и не только. Тигр.

Если Вы в первый раз заглянули на канал - может быть сначала познакомимся поближе?

Внимательный читатель, конечно, заметит: в последовательности изложения мы следуем порядку карт в «Таро Тота» Алистера Кроули и Фриды Харрис. С одной стороны – это потому, что эта колода содержит «наибольшее количество символов на карту». С другой – именно с символическим анализом колоды сейчас работают коллеги с сайта Memento Mori и результаты их описаний мы беззастенчиво используем… В дальнейшем, специально напоминать, что именно символы с карт этой колоды наиболее интересны – мы не будем…

Основное в символике тигра – это то, что значение его образа прямо зависит от того, в каком сочетании его образ находится (знакомая ситуация при работе с Таро, не правда ли?). Приведем два примера.

Больше всего символика Тигра распространена, понятно, в Азии.

Одно из первых известных изображений тигра (XI- VIII вв. до н.э.)
Одно из первых известных изображений тигра (XI- VIII вв. до н.э.)

Тигр – и вахана (ездовое животное) индуистской Дурги карающей демонов богини (иногда её смешивают с Кали), и владыка Западного края мира в Японии и в Китае, и «особый тип людей, которых нельзя убивать, а при встрече – нужно приветствовать ас-салям-алейкум» у нивхов и киргизских мусульман.

 Дурга верхом на тигре, побеждающая демона Махишу. Собственно, для его уничтожения боги-мужчины и создали Дургу: по благослованию самого Брамы его не мог убить ни человек (в смысле, мужчина), ни бог
Дурга верхом на тигре, побеждающая демона Махишу. Собственно, для его уничтожения боги-мужчины и создали Дургу: по благослованию самого Брамы его не мог убить ни человек (в смысле, мужчина), ни бог

Так вот, в Китае, тигр может одновременно выступать и как символ солнечных добрых сил (если он борется со змеей, например), и как лунное, хтоническое, злобное животное – если он взаимодействует с драконом или львом. То есть, «сам по себе» тигр – не такой, и не такой. Его реализация зависит от ситуации, в которой он находится.

Перед следующим примером нужно сказать пару слов о символике тигра в христианской европейской культуре. Про настоящих тигров вообще знали мало. Во-первых они были редки даже в античном Риме, где с удовольствием использовали зверей для боев и казней. Добывать их живыми было тяжело, а доставить (при тогдашнем уровне развития транспорта) – еще тяжелее. В средневековой же Европе тигров не видели вообще. Все, что про них «знали» - старые (и не очень) легенды пересказанные в бестиариях.

Василий Поленов, "Цезарская забава". Осужденную (колдунью, скорее всего, или отравительницу) во рву дворца должен растерзать тигр. Тигр - зверь редкий, и для "обычных" казней в цирке (и тем более, для боев) их не использовали. Только император мог себе позволить держать личного тигра.
Василий Поленов, "Цезарская забава". Осужденную (колдунью, скорее всего, или отравительницу) во рву дворца должен растерзать тигр. Тигр - зверь редкий, и для "обычных" казней в цирке (и тем более, для боев) их не использовали. Только император мог себе позволить держать личного тигра.

По версии, восходящей к античному естествоиспытателю Плинию, основным достоинством тигрицы является…чадолюбие. Она-де, настолько любит своих детенышей, что охотники используют следующую хитрость: около тигриной тропы они кладут небольшое зеркальце. Проходя мимо и заглянув в неё, тигр видит уменьшенную копию самого себя и сразу же стремиться этого «детеныша» защитить/накормить. И забывает про все кругом – так что, можно не таясь к нему подойти и поймать/убить.

Соответствующая средневековая иллюстрация: ловля тигра (не похож да - но их и не видели вживую) "на зеркальный шарик"
Соответствующая средневековая иллюстрация: ловля тигра (не похож да - но их и не видели вживую) "на зеркальный шарик"

В христианском духе это понималось, как символизм самого Христа, которого его чадолюбие (по отношению к человечеству) привело к крестному самопожертвованию. В более скептическом мировосприятии, такая легенда о «ловле на зеркальце» описывает тигра, в первую очередь, как животное способное пожертвовать собой по весьма глупой причине.

А теперь посмотрите на две карты колоды Тота, на которых присутствует тигр: Дурака/Шута (0 Старший Аркан) и Принцессу Жезлов. Дурака тигр (или тигренок) хватает за ногу и вроде бы кусает. Но не доставляет ему никаких неудобств. Вряд ли это связано с тем, что он играет или является символом добра: в колоде Тота Дурак – существо надмирное, сверхчеловеческое, что ему тигриный укус.

В другой колоде (Золотой Зари) «традиционная» белая собачка, то ли играющая с Дураком, то ли нападающая на него, заменена – это важно – не на тигра, а на пару лев-дракон. Там герой изображения тоже не обращает на их игру/нападение внимания.

Разумней увидеть здесь именно тигра, как символ того, что мир пытается навязать Дураку свое видение морали (весьма глупое и не стоящее внимания с его точки зрения). А вот в Принцессе (в большинстве колод этот тип «придворных карт» называется Пажами) Жезлов, тигр находится, скорее в своей «восточной» ипостаси. Если вглядитесь в изображение, заметите, что Тигр (спящий) и Принцесса (активно действующая) здесь составляют некую фигуру, очень похожую на символ «инь-ян» (Дэ). Причем тигр здесь – помним про важность сочетания с другими символами – находится в «женской», «лунной», «пассивной» позиции, в противоположность активной позиции Принцессы (хотя женщина здесь, вроде бы она). Уже эта «смена ролей» дает огромное пространство для того, чтобы увидеть свое личное значение для этой карты в раскладе. А если добавить к этому важность иных сочетаний, то этот «лунный тигр» приобретает множество дополнительных значений.

Принцесса Жезлов в Таро Тота
Принцесса Жезлов в Таро Тота