Найти тему
Наш край

Работник стальной магистрали рассказывает о реализованных проектах и о будущем железной дороги

Накануне профессионального праздника работников стальной магистрали нагрудным знаком «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» I степени награжден главный инженер Барановичского отделения Белорусской железной дороги Григорий Патеюк. В его копилке – все высшие награды отрасли: «Выдатнік Беларускай чыгункі», «Почетный железнодорожник».

А начинал Григорий Иванович электромонтером…

Как ему удается реализовывать огромное количество важных для железной дороги проектов, не забывая при этом и о семье?

– Для начала традиционный вопрос: как судьба привела вас на железную дорогу?

– Это семейная традиция. Отец Иван Феодосиевич работал приемосдатчиком в Бресте. В семье нашей было трое детей – и все пошли по стопам отца: брат – работник локомотивного хозяйства, сестра – путеец. В 1978 году я окончил Брестский техникум железнодорожного транспорта, а в 1987-м – Гомельский институт инженеров железнодорожного транспорта (так он тогда назывался) по специальности «автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». По распределению выпускников техникума был направлен в Осиповичскую дистанцию сигнализации и связи Могилевского отделения, где отработал 22 года и прошел путь от электромонтера до начальника предприятия. В 2001 году возглавил такую же дистанцию в Лиде.

– А почему из Лиды приехали трудиться в Барановичи?

– Предложили – согласился. Тогда проходило объединение Лидской и Гродненской дистанций сигнализации и связи с созданием единого центра управления в Лиде. Получилось. Без особых проблем доказали, что оптимизация руководства и полученное от этого существенное повышение производительности труда возможны без ухудшения количественных и качественных показателей работы. Сплоченность и взаимопонимание в коллективе, который я возглавил, постоянный поиск передовых методов обслуживания и обновления технических средств вывели объединенную Лидскую дистанцию сигнализации и связи на передовые позиции. Чтобы представить свое детище, на одном из сетевых совещаний я не стал, как обычно, выступать с трибуны, а срежиссировал и озвучил пятнадцатиминутный фильм. Он сыграл немаловажную роль в дальнейшем моем продвижении по службе. Спустя некоторое время мне предложили занять должность главного инженера Барановичского отделения железной дороги для распространения накопленного опыта в большом коллективе.

– С каким настроем пришли на новое место работы?

– Хотелось быстрее сплотить коллектив, найти и подобрать единомышленников для успешной реализации поставленных перед отделением задач. Знакомство с коллективом, адаптация проходили быстро, времени на раскачку не было, да и работу я знал не по рассказам, а изнутри. Была цель: поднимать свой уровень развития, путем системной работы научить этому своих коллег и подчиненных, привить коллективу желание и интерес к техническому творчеству, обновлению и развитию материально-технической базы отделения, дисциплине в вопросах соблюдения требований охраны труда, экономии трудовых и материальных ресурсов. Получилось или нет? Пусть об этом скажут руководители, коллеги и подчиненные.

– Все ли следовали вашим указаниям?

– Вначале нет. Кто-то с трудом воспринимал новые требования и подходы, но впоследствии люди начали понимать, что это необходимо для общего дела. К сожалению, для полного и качественного выполнения поставленных задач иногда приходилось и жертвовать чем-то и даже кем-то.

– Судя по вашим словам, вы – жесткий руководитель…

– Не сказал бы, скорее, требовательный и обязательный. Причем как к себе, так и к работникам.

– Вы практически всегда на работе. Как хватало времени на личную жизнь, семью?

– С будущей женой познакомились во время учебы в железнодорожном техникуме на картошке – туда раньше всех студентов отправляли. Ей было 17, мне – 19. Влюбились… Поженились перед тем, как я пошел в армию. У нас родились дочь и сын, которые пошли по нашим стопам – стали железнодорожниками и строителями. И доставили радость быть дедушкой и бабушкой.

– А хобби у вас есть?

– Увлекаюсь охотой и рыбалкой, иногда выезжаю на природу. Этим летом мне и супруге (железнодорожнице на заслуженном отдыхе) весело: сейчас у нас поочередно гостят внучки. Люблю вечером посмотреть телевизионные политические и познавательные программы, посидеть в интернете. Иногда занимаюсь спортом: волейболом, футболом, настольным теннисом, бильярдом, плаванием, участвую в отделенческих спартакиадах среди руководителей отделения. Все это на любительском уровне, но для здоровья хорошо.

– Может, как-то особенно отмечаете День железнодорожника?

– В этот день родился сын, поэтому зачастую собираемся в семейном кругу, общаемся. Говорим о железной дороге. Эта тема всех нас объединяет. Ведем дискуссии о правильности направлений развития железной дороги в будущем.

– За 13 лет вашей работы в Барановичском отделении были реализованы и продолжают воплощаться многие ваши идеи. Какие значимые проекты вам бы хотелось выделить?

– В первую очередь хотелось бы отметить инвестиционные проекты, связанные с нашей основной деятельностью и направленные на усиление безопасности движения поездов, повышение качества обслуживания пассажиров, снижение материальных затрат и повышение производительности труда. За последние 18 лет на отделении демонтировали порядка 480 километров воздушных линий связи, которые заменены на волоконно-оптические, а аналоговое оборудование – на цифровую аппаратуру связи. Обновлены устройства сигнализации, централизации и блокировки на многих станциях Гродненской и Брестской областей, расширено путевое развитие станций Ситница, Рейтанов, реконструированы пассажирские вокзалы в Волковыске, Лиде, Гродно и Барановичах-Полесских, пассажирские здания на станциях Барановичи-Центральные, Зельва и Горынь. Сейчас на станции Барановичи-Полесские завершается благоустройство привокзальной площади. Ремонтируем остановочные пункты и станции, меняем пассажирские платформы.

– Можете поделиться планами на будущее? Как будет выглядеть стальная артерия завтра?

– Основная задача – с 2021 года начать электрификацию участка Барановичи – Лунинец – Микашевичи (а далее – и до Калинковичей). В будущем году начнем проектирование этого объекта, а к 2026 году планируем закончить его строительство. Электрификация повлечет за собой необходимость приобретения нового подвижного состава, на смену тепловозам придут электровозы, а вместо изношенных дизель-поездов будут курсировать современные электропоезда. Все это позволит наращивать объемы грузовых и пассажирских перевозок, существенно снижать эксплуатационные расходы и вредное влияние на окружающую среду, повышать качество и комфорт пассажирских перевозок, что и является основной нашей целью.

– Григорий Иванович, вы уже отметили в этом году свое 60-летие. На железной дороге – четыре десятка лет. Как вам удалось не растерять себя, искренне улыбаться людям и черпать вдохновение в ответственной работе?

– Учился я по советским законам, правилам и нормам, долго считал, что материя – первична. Но с годами осознал, что первично всё же сознание. Сначала возникает идея, которая благодаря упорному труду многих людей материализуется. Пройдя немалый жизненный путь, изучив и по-своему осмыслив отдельные истины, хочется делиться этими знаниями, чтобы всё, что задумал, реализовалось будущими поколениями. И в любой ситуации нужно помнить о том, что в первую очередь ты – человек.

Беседовала Ольга ШАРАПО

Фото Бориса НОВОГРАНА