Найти в Дзене
символы и знаки

Символы на картах и не только. Бабочка (часть 1)

Если Вы в первый раз заглянули на канал - может быть сначала познакомимся поближе?

Символ лёгкости, красоты, несерьзного отношения к жизни (в пределе – «Carpe diem», «Лови день», вообще ни о чем не стоит париться, кроме того, что здесь и сейчас).

Неслучайно, именно к бабочке обращался Будда в своей первой проповеди.

-2

Но так ли все просто? Или никаких вариантов толкования для индивидуальной разработки значений для карт у нас нет? Попробуем разобраться…

В архаических культурах (лучше всего это видно на примерах африканских и папуасских – их представления были достаточно неплохо зафиксированы антропологами на рубеже XIX-XX веков) бабочка соотносится с душой мертвого человека. В архаике вообще биологии при зачатии нового ребенка придается очень мало значения. Жизнь человека сравнивается с жизнью насекомых: крошечная гусеница в детстве – растет, растет, достигает той стадии, когда уже пора закукливаться…и умирает. Коконом становится захоронение – и из него (после того, как тело полностью разложилось и все связи с этим миром разрушены) вылетает крошечная бабочка-душа. Эта бабочка кладет яйца – напрямую в тело, или в пищу/воду – в женщину, и из них образуется новый плод. Новые люди – есть не следствие банального смешения половых клеток, а развившиеся души умерших людей, раз за разом участвующие в одном и том же цикле. Красиво, согласитесь – хотя и не научно…

На более высокой ступени развития, когда верования сменяет организованная религия, пережитки этих представлений остаются. Скорее всего, именно образом кокона, из которого вылупится бабочка и обусловлен формат египетской мумии (первые египтяне никого не мумифицировали, просто хоронили покойных в могилах).

Отсюда же двойственное значение «псюхе» в древнегреческом: «душа» и «бабочка».

В «Одиссее» именно бабочкам уподоблены души, слетающиеся на кровавую жертву главного героя (песнь 11, если захотите проверить; лучше смотреть греческий текст, его можно легко найти)

Впрочем, античность – вернее, ранняя, минойская цивилизация, очень сильно связанная культурно с ближневосточно-финикийскими представлениями) внесла в образ бабочки еще кое-что важное. По своей форме бабочка – напоминает лабрис, священную секиру культа Великой Богини, соответственно, оказывается связанной с ней. Судя по археологическим находкам, лабрисы были не просто священными символами, изготавливающимися в виде статуй – они были непременной частью церемониального облачения жриц (но никогда – жрецов), и именно их использовали в жертвоприношениях быков.

Сходство несомненно
Сходство несомненно

Продолжение следует