Найти тему

Немного о японской фантастике - Ясутака Цуцуи и его сборник "Сальмонельщики с планеты Порно"

По фантастике, так по фантастике. Но на сей раз хочу рассказать об очень любопытном и самобытном японском авторе, увы, у нас совсем малоизвестном, а потому малочитаемом. А зря. Он входит в «большую тройку» японских фантастов наряду с Сакё Комацу и Синити Хоси. Но у нас почему-то много внимания уделяют другим японским авторам. И не фантастам. Да, мы ценим и любим Банану Ёсимото (её "Амрита" волшебна и прекрасна), Еко Таваду, знаменитого Харуки Мураками, известнейшего Кобо Абэ, создателя трилогии "Звонок" Кодзи Судзуки... Но есть и такое явление, как Ясутака Цуцуи.

Ясутака Цуцуи по образованию филолог, что весьма заметно, так как он чудесным образом чувствует слова и мастерски умеет ими жонглировать. Родился в 1934 году, писать начал в шестидесятые, но несмотря на то, что основное его творчество относится ко второй половине прошлого века, проза его актуальна и сейчас. Сначала он писал в жанре комедийной фантастики с большой долей черного юмора, затем ушёл в сторону абсурдизма и постмодернизма. Но при этом его произведения понятны. За внешним, часто смешным сюжетом, видны те темы, что поднимает автор.

В России Ясутака Цуцуи известен больше в качестве драматурга и сценариста по таким работам, как аниме "Паприка" Сатоши Кона по одноименному рассказу, а также самой популярной анимационной экранизации повести "Девочка, покорившая время". Но в 2009 году издательство "Эксмо" выпустило сборник рассказов Цуцуи под провокационным названием "Сальмонельщики с планеты Порно". Сразу скажу, что ничего такого в книге нет. Но по порядку.

Ясутака Цуцуи для меня стал крайне интересен после того, как я прочитала его рассказ "Последний курильщик". Из этого сборника, да. Этот автор действительно явление. Он странный. Он откровенный. Он саркастичный. Он актуальный в любое время, так как темы у него - человеческие черты, слабости, привычки, образ жизни, привязанности, но всё это доводится до крайности. Он пишет о людях, но фантастически.

Не могу сказать, что все произведения из сборника мне понравились. Но есть и такие, которые я со временем с превеликим удовольствием перечитаю. Их и выделю.

"Слухи обо мне" - надо почитать тем, кто мечтает прославиться. Прекрасная сатира и на средства массовой информации. На самом деле вот так сделать из любой ситуации инфоповод - это талант надо уметь. Ну и ведомость людская снова - у Цуцуи это прямо одна из излюбленных тем, люди обращают внимание на то, что им втюхивают. И спокойно так переключаются, у них появляется интерес и они начинают наблюдать за этим. Интересно, создатели "Дома-2" не читали этого японского автора? Он же тут прям идею такую даёт.

"Только не смейся" - это мне надо перечитать, чтобы догнать мысль автора. Хотя может быть я зря тут какую-то особую глубину ищу. Если представить, что я изобрела машину времени, залезла в неё посмотреть, что будет, увидела один из моментов, что в ближайшее время случаться, и позвонила другу. И вот он пришел. Чтобы я начала делать, если бы уже видела всё это - его приход и его неверие? Естественно, я бы начала ржать. Гомерически.

"Авиакомпания Горохати" - это вот прям про японцев. Это их фанатичное отношение к работе и своим обязанностям. Причем показано на контрасте с рыбаками и, скажем так, представителями неофициальной авиакомпании. Здорово. Тонко. А может и толсто. Прям троллинг в каком-то смысле.

"Граница счастья" - вот тут точно самый настоящий троллинг людской погони за благами цивилизации, чтобы как у всех... На самом деле страшный рассказ. Это же тоже своего рода фанатизм показан.

"Почасовая армия" - кажется сначала полным бредом, так как идея подобного варианта несения службы - что-то нереальное. Совсем. А потом так думаешь, а что, хороший ход. На войну, как на работу. Полный соцпакет. Вечером домой к семье. И вроде как бы всё уже не так страшно воспринимается, несерьёзно. Абсурдно получилось. И на самом деле жутковато.

"Мир кренится" - и снова о фанатичности, доходящей до абсурда. Идея становится выше всего: правды, справедливости, жизней. Очень наглядно. И да, тут про феминизм.

"Последний курильщик" - самый любимый рассказ. Это отменная сатира на тему защиты всяких прав, насаждения ЗОЖ повсеместно и ведомости людей. Как стадо. Небольшой рассказ, но ёмкий, всё, что требовалось вместил и раскрыл.
Честно признаться, то как только начинаются какие-то новые социальные программы по улучшению жизни, то я сразу напрягаюсь. Вот тот же закон о курении табака. Его и взял Ясутака Цуцуи для того, чтобы продемонстрировать, как оно работает и как всё выглядит. И к какому безумию может привести. Он четко подметил и описал одну чудовищную черту людей - как только начинается борьба с чем-то, они прям вот борются. Как войну начинают. Доходит до абсурдных заявлений, а дальше и действия. Причем тут есть и одно любопытное отрицание - борцы всегда отказывают стороне оппонентов в праве иметь мнение. Любое слово будет переиначиваться, передергиваться. Любая речь будет истолкована так, как это удобно стороне борцов "за правое дело". В общем-то у тех, против кого объединяется общество, против чего идёт очередная социальная программа, просто нет шансов. Но удивительно то, как программа может резко поменяться. В концовке автор отлично показал всё это лицемерие властей и борцов. Естественно, чтобы донести мысль во всем её объеме, Ясутака Цуцуи немного утрирует. Но иначе не получилось бы показать, как быстро можно дойти до края.

"Вредно для сердца" - кого-нибудь есть мнительные знакомые? Особенно по поводу своего здоровья переживающие? У меня есть. Так что этот рассказ для меня, как сатира на хорошо знакомого мне человека. И концовка прям вот в точку!

"Сальмонельщики с планеты Порно" - полнейший абсурд, но почему-то понравился безумно. Наверно на уровне того безумия, что тут описывается. Причем по ходу описываемых картин всевозможной сексуальной активности у наших героев идёт вполне себе такая серьёзная научная дискуссия, что доводит уровень абсурда для наблюдающего со стороны читателя до крайности. Но на самом деле тут всё куда серьёзнее. За внешней смешной картинкой скрываются серьёзные темы: неприятие того, что не укладывается в нашу картину мира, какие-то установленные нами самими табу, рамки. Но с другой стороны показано абсолютно противоположное - полная сексуальная раскрепощенность. И вот так подумаешь, подумаешь, и начинаешь мысленно ползти в сторону золотой середины, которую, правда, вряд ли кто-то нашел. То рамки очень уж крепки, то крайности сильно тянут в свою сторону.

Проза Цуцуи фантастически меткая. И, кажется мне, что главный секрет как раз в том, что темы у него о людях. А люди не меняются. Точнее не совсем так: люди меняются внешне, люди меняются под влиянием новых моральных устоев и перемен в обществе, люди становятся образованнее, но есть и то, что не вытравишь ни временем, ни прогрессивными идеями - нечто темненькое, нечто вечное. То, что на каком-то генетическом уровне заложено. Как стадное чувство, например. Но написано очень здорово. Это - сюр. Это - абсурд. Это - пародия на общество и отдельных его представителей. Это - комедия. Это - трагедия. Это - Ясутака Цуцуи.

Из рубрики "Малоизвестное".