Найти в Дзене
Киноведьма

Метания одинокой истерички в европейском кино ("Моя девочка не хочет...")

Признаюсь, фильм «Моя девочка не хочет…» еле досмотрела, но что-то все же удержало. Когда созерцаешь двадцать пятую истерику героини, уже просто комом в горле встает вопрос «Ну чего тебе не хватает??!!» И вправду – чего не хватает большой девочке Лене, которой, кажется, весь мир мешает жить?

-2

Кто такая Лена? Несчастная жертва убогого быта и примитивных родственников? Да не так уж убого ее окружение, как она сама описывает. Да, забавные, но заботливые. Мать пытается угадать ее желания, отец неумело крутится рядом со своей добротой. Даже бывший муж раз за разом старается сгладить ее промахи и помочь хотя бы в мелочах. Но Лену это страшно злит. Ей кажется, что родственники душат ее своей заботой, постоянным вмешательством в ее жизнь, но ключевые решения она принимает все-таки сама. Захотела – развелась, захотела – сменила работу. Хотя насчет «захотела» - пожалуй, я погорячилась. Лена редко когда осознает, чего она хочет на самом деле. Весь фильм она как угорелая бесцельно носится туда-сюда. Конкретных устремлений, тем более каких-то возвышенных, в противовес приземленности родственников, я что-то за ней не заметила. Есть просто глубокая внутренняя рана, которая выливается в перманентный психоз и слезы на пустом месте.

-3

Ну, на взгляд зрителя. Она же может найти объяснение каждому своему всплеску, мол, не так посмотрели, не то сказали, указали на очередной ее промах. Да просто разозлили тем, что оказались рядом.

Это состояние заставляет Лену все ожесточеннее отталкивать близких людей. В поисках тепла и близости она делает все, чтобы никогда этого не достичь. Очень уместна, на мой взгляд, здесь вставка из народной легенды – девушка, выбирая жениха, доводит до могилы одного за другим (уж очень явно и жутко камера останавливается на гробах юношей), пока сама не падает замертво. Вот и у Лены вихрем разрушительных эмоций оказываются охвачены и ее дети, которых она вроде как любит, но так же не может это выразить, кроме «иди сюда-пошел вон» (один разговор с сыном «Не сиди в моей спальне!!» чего стоит).

-4

Печальный итог – неслучайная травма мальчика. Антон просто не нашел иного способа выразить то, какую боль ему причиняет созерцание материнских метаний, ругань с отцом и бабушкой и т.д.

Рядом с Леной – ее младшая сестра Фредерика, которая выглядит гораздо старше.

-5

Глядя на нее кажется, что если у Лены все отвращение к окружающему миру выходит наружу, здесь оно постоянно прячется внутрь, проявляясь в случайных слезах и крайнем пессимизме. Фредерика тоже стремится к некоему возвышенному бытию, но не находя его, просто плюется ядом в свое окружение. Забавно, наверно, было их брату услышать в ответ на радостную новость о его предстоящей женитьбе гневно-истеричное «Я запрещаю тебе жениться!!!». Почему – да по принципу «Почему мне одному должно быть плохо». А, да, и невеста «чокнутая» - не брюзжит, улыбается, обниматься лезет – как такую в семью принять?

Откуда это в двух молодых и относительно благополучных женщинах? Ну да, можно списать на то, что окружение и вправду думает лишь о земном, предельно простом, хотя и милом (возня с собаками, например), когда хочется чего-то прекрасного, интересного. Хочется рядом удивительного человека, а топчется, бухтит и несет однообразную чушь надоевший муж. Но может, есть еще что-то, чего героини не осознают или осознают не до конца. Почему они не могут увидеть ни капли хорошего в том, что рядом? Может, дело в детской обиде на мать, которая случайно, погнавшись за кошкой, потеряла их, еще девочек, в лесу? Может, этот страх замерзших беспомощных детей оказался так силен, что лишил героинь способности доверять, принимать в дальнейшем заботу? Не зря Фредерика как бы случайно бросает матери «Могла бы отправить за кошкой своего спутника (это был не отец, кстати), а сама остаться с нами!»

Но оставим специалистам разбор детских обид – слишком сложная это вещь. На мой взгляд, режиссер все же оставляет и Лену, и ее сестру, и все их шумное семейство с чувством светлой улыбки. «Как же я от вас устал, но все же вы мое творение». И дает им шанс не доломать все имеющееся, а еще и найти себя и построить что-то в будущем.