Эпоха постмодернизма сформировала сознание, направленное на отрицание норм и традиций. Постмодернизм, не создавая нового, оказался в ловушке продолжений и подражаний. Подобная обстановка в искусстве в конце 1920-х гг. породила особенное.
"Ar brut" , что в переводе с французкого "грубое искусство" - направление в мировом искусстве, которое включает в себя творчество душевнобольных, заключённых, инвалидов, детей и всевозможных маргиналов. Так же сюда входят произведения непрофессиональных художников.
Синонимом в англоязычной литературе используется термин "аутсайдерское искусство", введённый искусствоведом Рождером Кардиналом.
Сам термин "Ar brut" придумал художник, коллекционер и главный антогонист культуры того времени - Жан Дюбюффе.
В 1949 году Дюбюффе устроил настоящий культурный террор во Франции, показав свету свою коллекцию "Ar brut", в которую вошли работы душевнобольных, заключённых и одиночек. Кстати, Франция от коллекции отказалась и художник завещал все работы Швейцарии.
Философия Дюбюффе в полной мере передаётся в его книге под названием "Удушающая культура", которая является манифестом свободного искусства. "Грубое, сырое искусство предпочтительнее культурного". Художник ценил первозданную красоту неогранённого алмаза, детские рисунки, свободные от культурных клише, пение уборщицы, а не изящный натренированный голос.
В коллекцию Жана Дюбюффе вошло большое колличество имён и работ. Некторые представленны ниже:
Адольф Вельфли
(1864–1930)
Вельфи провел пол жизни в психиатрической клинике в Берне. Диагноз - шизофрения. Уже в клинике в возрасте 35 лет начал сочинять музыку, писать стихи, делать коллажи и рисовать. Стал главным героем книги психиатра Вальтера Моргенталера "Душевнобольной как художник". Создал около 25 000 работ.
Одно из полотен Вельфли в 2011 ушло с молотка за $47 264.
Хелен Мартинс
(1897–1976)
После смерти родителей Хелен унаследовала дом. С 1945 года дом начал меняться. Сначала появились краски, затем цемент, а после битое стекло. В саду дома начали появляться скульптуры, в честь одной из которых вся усадьба получила название "Совиный дом". Мартинс черпала сюжеты из библейских текстов, поэзии Омара Хайяма и произведений Уильяма Блейка.
Хелен покончила жизнь самоубийством, выпив каустической соды с битым стеклом, а "Совиный дом" был превращен в музей. С 1991 года он является памятником национального значения.
Мадж Гилл
(1882–1961)
Воспитывалась матерью и тётей, сознание которых было погружено в спирицизм и астрологию. Будучи взрослой пережила смерть двоих детей, после чего начала неожиданно писать стихи, вышивать и рисовать. Работы были выполнены чёрной тушью на бумаге. Мадж говорила, что настоящим автором ее работ является дух по имени Мырнинерест. Создавала около 20 произведений в неделю.
В 2008 году работа Мадж Гилл "La Reine" была выставленна на аукционе за $4700.
"Ar brut" сейчас.
С момента первой выставки прошло много времени. Сегодня "Ar brut" снял с себя ярлык "аутсайдера". Искуством маргиналов интересуются коллекционеры и крупные музеи по всему миру.
Но самое главное достижение этого направления - чистая свобода. Искусство - это не техника, а самовыражение. И именно этот факт сегодня привлекает всё больше авторов со своим уникальным виденьем.
Наша коробочка в Telegram: @artobox