Учение Карла Маркса подобно всякой науке не возникает на пустом месте, но имеет свою историю в лице определённых источников, которые были взяты за основу. Источниками марксового учения послужили передовые идеи в области философии, экономической теории и социальной науки.
I источник:
Немецкая классическая философия.
Немецкая классическая Философия главным образом она повлияла на Маркса в лице Гегеля и Фейербаха.
Начиная с младогегельянства Маркс Энгельс затем открыли для себя материалистическое учение Фейербаха, которое согласно их словам перевернуло Гегеля с головы на ноги. В последствии развития Материалистической теории Маркс подвергал критике так же и учения Фейербаха за его непоследовательность как материалиста поскольку вместо одной религии он ставит другую так и за отбрасывания рационального ядра гегелевской философии, а именно диалектической части, из материалистического истолкования гегелевской диалектики и возникла Философия марксизма, которая является основой всего учения.
Эту основу я хотел бы с вами разобрать в отдельном цикле статей по марксисткой философии, в которой я буду углубленнее повествовать о диалектическом материализме. О частых ошибках левых в следствии не понимания этого учения и проблематике ее не понимая, о крайней важности «диамата» в изучении Марксистской теории и др.
II источник
Учение социалистов-утопистов.
Возникло в результате ответа на несправедливость существующего общества. Главными представителями данного политического течения были: Анри Сен-Симон, Жан- Батист Жозеф Фурье и Роберт Оуэн.
Утописты выдвигали принцип распределения по способностям, изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающие удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и рассвет личности. Утописты говорили о грядущем уничтожении разницы между физическим и умственным трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства в орган управления производства и т.д.
Вдохновившись чаяниями социалистов — утопистов и признав некоторых из их догадок о будущем общества гениальными, Маркс тем не менее критиковал их учение за ненаучность, не понимания механизма функционирования современного общества и тех сил, которые способны преодолеть его.
Будучи материалистом Маркс понимал необходимость истолкования всякой идеи из материальной основы, которая служила ей источником, поэтому в сознании людей борющихся с несправедливостью современного им строя он видел отражение того объективного противоречия, которое существует в самих общественных отношениях.
III Источник
Экономическая теория.
В лице двух ее великих представителей: Адама Смита и Давида Рикардо.
Исследуя данный экономический строй Смит и Рикардо положили начало трудовой теории стоимости, которая была впоследствии развита и доведена до полного Завершения Марксом.
Развивая теорию экономистов Маркс открыл прибавочную стоимость, которую взимается капиталистом у рабочего тем самым доказав существование эксплуатации наемного труда капиталистом и вскрыв классовые противоречия капиталистического общества, что стало отправной точкой его политической экономии.
Обогатившись Знаниями передовых на то время учений и концепций, Маркс вскрыл механизм работы капиталистического общества, показав пути преодоления его противоречия. До сих пор нет альтернативы в области экономической теории и не смотря на категорическое неприятие идей Маркса буржуазная идеология вынуждена преподавать их в учебных заведениях.