Наконец в штабе 40 Армии я узнал, что еду служить в город Герат на запад Афганистана к Иранской границе в 12 гвардейский мотострелковый полк на должность командира взвода специального минирования.
Но прежде необходимо было пройти двухнедельные сборы в Инженерно-сапёрном полку.
-Там пройдёте акклимитизацию, -напутствовал офицер инженерного отдела, - а также изучите мины применяемые в Афганистане как наши так и иностранные.
До окраины города Кабула нас подвезли на УАЗике, выгрузили у блок поста.
-Всё ребята, больше сопровождения вам не будет, ждите колонну на Чарикар и добирайтесь до места, желаю удачи.
В ожидании транспорта мы разглядывали окраину Кабула. Но меня больше всего поразили машины. Они не только были шикарно раскрашенные, но и перевозили грузы немысленных размеров, да ещё вся машина была облеплена пассажирами. Люди не только сидели раскачиваясь на самом верху груза, но и облепили машину со всех сторон, а два пассажира даже восседали на капоте...это нада было видеть...
Когда у блок-поста собралось три БТРа, мы загрузились в боевую машину. Я первый раз в жизни ехал на бронетранспортёре.
Я посидел в десантном отделении, а когда попросил посидеть на месте пулемётчика, то солдат предупредил, чтобы не вздумал нажать две кнопки. Оказывается это автоспуск пулемётов КПВТ и ПК.
А когда вылез на броню, то два орущих двигателя мешали разговаривать. Оказывается капоты, прикрывающие двигатели были открыты для лучшего охлаждения...Так что когда доехали до полка, впечатлений было море. А тут ещё подорванные и подбитые на обочине машины создавали отнюдь не радостное впечатление...
Наконец показался город Чарикар, свернули с дороги и помчались навстречу горам, где расположился 45 отдельный инженерно-сапёрный полк, единственный не только в Афганистане, но и во всём Туркестанском военном округе.
Нас встретил начальник штаба с замполитом, которые первым делом ознакомили с историей полка.
45-й отдельный инженерно-сапёрный полк
..."История полка в советский период
Формирование и изменение состава
После ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года, руководство ВС СССР, учитывая возросшую боевую активность оппозиции, оценивает как недостаточную численность штатных инженерно-сапёрных подразделений в составе введённых мотострелковых соединений и соединений воздушно-десантных войск 40-й Армии.
Для полноценного инженерного обеспечения воинских частей 40-й Армии принимается решение о формировании отдельного инженерно-сапёрного полка.
10 февраля 1980 года В г. Термез ТуркВО, был сформирован 45-й отдельный инженерно-сапёрный полк (45-й оисп или войсковая часть 88870).
Управление полка сформировано из военнослужащих инженерных частей ОдВО, офицеры и прапорщики — в основном из 56-го инженерно-сапёрного полка (войсковая часть 44605) г.Дубоссары Молдавской ССР[1].
19-й отдельный инженерно-саперный батальон прибыл в ТуркВО из г.Всеволожск Ленинградской области РСФСР, ЛВО.
92-й отдельный инженерно-дорожный батальон прибыл в ТуркВО из г.Самбор Львовской области Украинской ССР, ПрикВО.
274-я отдельная рота полевого водоснабжения прибыла в ТуркВО из пгт Михайловка Джамбульской области Казахской ССР, САВО.
18 февраля 1980 года 45-й оисп был введён в Афганистан и дислоцирован под г.Чарикар в провинции Парван.
45-й оисп выполнял инженерное обеспечение для воинских частей 40-й Армии как в пунктах постоянной дислокации, так и на проведении боевых операций различного уровня.
В число боевых задач поставленных перед 45-м оисп входило
- Разминирование дорог при проводке транспортных колонн и на маршах совершаемых войсками.
- Разминирование местности занимаемой под позиции войсками при проведении боевых действий.
- Минирование караванных путей и троп, ведущих от границы вглубь страны.
- Минирование местности вокруг режимных объектов (аэродромы, военные городки, склады и хранилища).
- Оперативное устранение завалов на горных дорогах, устранение повреждений дорог и сооружение мостов при марше войск.
- Возведение фортификационных сооружений.
В полку постоянно работала группа специалистов из Ленинградской военно-инженерной академии и военных институтов, которые здесь на практике дорабатывали новейшие модификации мин, средства их установки, обнаружения и ликвидации. 45 ОИСП был самостоятельной боевой единицей и подчинялся командованию 40-й армии…"
— Гусев Геннадий Юрьевич. На Стыках Афганских Дорог.
Так началась наши сборы для офицеров инженерных войск, прибывших в Афганистан в июле 1986 года.
Автор Александр Калинин