Здравствуйте, уважаемые читатели!
23 февраля 1944 года в Чечено-Ингушсской АССР началась депортация чеченского и ингушского народов, которые были вывезены в Казахстан и Киргизию. Эксперты историки до сих пор гадают, зачем это было сделано. Ведь объективных причин, способствующих переселению горных народов, казалось, не было! Давайте попробуем разобраться.
Одну из основных причин для выселения называли сотрудничество чеченского и ингушского народа с немецко-фашистскими оккупантами. Однако, оккупации ЧИАССР немцами не было, за исключением части Малгобекского района. А количество банд и масштабы антисоветских настроений, по некоторым данным, не превышали подобное количество в соседних регионах! Как писал позже бывший нарком внутренних дел ЧИАССР Султан Албогачиев: Бандитов в горах Чечни было не больше, чем в других регионах страны… По моим подсчётам в горах Чечни было в то время около 300 бандитов, в том числе около 160—170 активно действующих… Повторяю ещё раз — не было никаких причин для выселения чеченцев и ингушей...
Можно ли верить Албогачиеву, свидетелю по делу Берии? Репрессивная машина тех лет была устроена так, что подписывалось и говорилось все, что было необходимо подписать и говорить. Ведь тот же самый капитан НКВД Алгобачиев рапортовал Берии в августе 1942 года: разгромлен Дзумоевский (Дзумсоевский) сельский Совет, распущены колхозы. Отсутствие сил НКВД не позволило ликвидировать вспышки, разгромлен РК ВКП(б), разогнаны партийные и советские работники, разгромлены линия связи с Грозным, присоединилась часть населения...
Так почему советская власть потратила миллионы советских рублей, так нужных стране для восстановления разрушенных фашистами регионов, для беспричинного выселения кавказских народов? Почему Сталин принял такое решение?
Мало кто знает, что до 1938 года почти все милиционеры ЧИАССР были набраны по национальному признаку (брали всех, кроме чеченцев и ингушей), за исключением разве что сотрудников ВОХР линейной милиции. И лишь в 1939-41 годах в органы НКВД и милицию стали набираться кадры из местного населения, а районные НКВД возглавили местные партийцы. Почему?
На то имелись свои причины. Еще в 1923 году центральное руководство советской милицией, опасаясь участия вооруженных милиционеров из числа местных горных народов в бандитских формированиях, прекратило практику принятия на службу чеченцев и ингушей, а имеющиеся были разоружены и уволены из рядов милиции. Как такое могло случиться? Ведь еще в 1920 году Сталин лично рапортовал в Центр, что чеченцы - друзья советской власти, так как активно участвуют в уничтожении терского казачества и выдворению семей станичников! Однако, изгнав казаков и присвоив себе их имущество, горцы не торопились меняться.
В середине 20-х все комиссии из Москвы, прибывшие в бывшую горскую республику, отмечали в отчетах, что советской власти в Чечено-Ингушетии по существу нет.
В советах и органах местного самоуправления заседают муллы и шейхи, а не представители бедноты, а личное огнестрельное оружие в республике имеет и стар и млад. В каждом ауле имеется свой отряд самообороны, который противостоял набегам банд других тейпов, а заодно и советским отрядам продразверстки. А в свободное от самообороны время абреки отрядов самообороны участвовали в бандитских нападениях на другие аулы, поезда, железнодорожные станции, коммуны и колхозы соседних регионов. Законы советской республики на местах не исполнялись, вместо этого действовали шариатские суды, советских школ не было, вместо них функционировали мусульманские школы.
И органы советской власти предприняли серьезные усилия для закрепления авторитета народной власти на местах. В республику были направлены стрелковые части РККА, ЧОНы, отряды ВЧК и милиции, десанты партийных и комсомольских активистов.
Каждый равнинный и горный аул окружался, а жителей его насильно заставляли сдавать оружие. Впрочем, насилие порождало насилие. В ответ вспыхивали бунты, повстанцы из аулов стекались леса, собирались в крупные бандитские формирования, и между ними и Красной армией, отрядами ВЧК-ОГПу разворачивались целые сражения. Впрочем, дисциплинированные части армии и органов правопорядка быстро разбивали и рассеивали хаотичные скопления горцев.
До 1938 года в Красную армию чеченцев и ингушей призывали лишь в порядке исключения, по ходатайству представителей местных органов власти. С 1938 года военные комиссариаты РККА стали призывать жителей ЧИАССР на общих основаниях, наравне с остальными жителями СССР и тут столкнулись с фактами массового дезертирства. Только в 1940 году, перед самой войной, в республике было изъято 839 единиц огнестрельного оружия, задержано и осуждено 846 дезертиров, по подозрению в бандитизме арестовано 1055 человек. И это в крохотной Чечено-Ингушской республике (с учетом переданных в 1944 году из Ставропольского края Наурского и Шелковского районов), которая, к примеру, занимает территорию в 8 раз меньше, чем Свердловская область!
В 1941 году призыв в действующую армию был практически сорван, потому что муллы и главы тейпов, надеясь на поражение СССР в войне с фашистами, агитировали юношей не вступать в ряды РККА и скрываться от воинской повинности. И весной 1942 года призыв чеченцев и ингушей был отменен, так как даже многие из немногих призванных разбегались сразу после отправки в войска. В 1943 году руководство ЧИАССР упросило советское правительство разрешить призыв местных жителей для создания 114 Чеченской кавалерийской дивизии. Разрешение было получено, но две трети призывников снова дезертировало и по существу вместо дивизии удалось собрать народ только на кавалерийский полк.
Справедливости ради следует отметить, что те чеченские и ингушские воины, которые не дезертировали из рядов РККА или пришли в армию добровольцами - воевали достойно и были отмечены государственными наградами СССР. Героями Советского Союза стали 10 жителей ЧИАССР, 2300 чеченцев и ингушей полегло на полях сражений с гитлеровцами.
Пока честные чеченцы и ингуши геройски воевали на фронтах в республике расцвел бандитизм. Убивались работники НКВД, командиры и бойцы Красной армии, работники учреждений советской власти, члены партии, колхозники, производились нападения на инкассаторские машины, почтовые отделения, отделения и посты милиции. С 1941 по 1944 год от рук бандитов погибло 263 человека. В ответ было ликвидировано 197 банд, уничтожено 657 бандитов, 2762 человек арестовано по обвинению в бандитизме, 1113 человек при задержании оформили явку с повинной и добровольно сложили оружие.
Особенностью этого края было то, что бандиты местным населением не выдавались, а укрывались повсеместно! Местным население также не выдавались гитлеровские десантники диверсанты, которые укрывались в домах религиозных деятелей и позже составляли ядро диверсионных групп и повстанческих отрядов. Работники НКВД и милиции из местных жителей проявляли саботаж и попустительство, укрывали бандитов и разглашали им секретную информацию о передвижении войск. Партийцы и комсомольцы на местах игнорировали распоряжения центральных органов, проявляли халатность, безалаберность, укрывали бандитов, участвовали в бандформированиях. И только массовые облавы советских войск и органов НКВД способствовали задержанию или уничтожению бандитов.
Все вышеизложенное побудило советское руководство принять меры, и начиная с 1943 года, центральным аппаратом НКВД была тайно развернута подготовка к переселению чеченского и ингушского народа.
23 февраля 1944 года операция "Чечевица" по депортации чечено-ингушского населения была начата, и в июле 1944 года Берия доложил Сталину, что во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны НКВД в феврале-марте 1944 г. было переселено на постоянное жительство в Казахскую и Киргизскую ССР 602.193 человека жителей Северного Кавказа, из них чеченцев и ингушей - 496.460 человек, карачаевцев - 68.327, балкарцев - 37.406 чел.
Это было похоже на наказание целых народов, это и было примерное наказание. Сталин решил наказать тех, кто по его разумению может исправиться и перевоспитаться только путем невзгод и лишений.
В ходе специальной операции по разным причинам было убиты 780 человек, арестовано 2016 человек, изъято более 20 072 единицы огнестрельного оружия. Скрыться в горах сумели около 7000 человек местного населения. Остальные, независимо от партийной принадлежности и лояльности к советской власти, были выселены.
Из доклада начальника конвойных войск генерала-майора Бочкова: в 180 эшелонах (по 65 вагонов в каждом) было отправлено 493 269 человек (в среднем по 2740 человек на эшелон). В пути родились 56 младенцев и умерли 1272 человека, главным образом от простуды или обострения хронических болезней.
Репрессии против чеченцев и других малых народов Северного Кавказа продолжались до конца 1945 года. Выловленных в горах чеченцев арестовывали и осуждали за антисоветскую деятельность и бандитизм, оказавших сопротивление - уничтожали на месте. Демобилизованных из РККА солдат и офицеров - чеченцев и ингушей - поражали в правах и отправляли в Среднюю Азию.
В ходе выселения и в первые годы жизни в Казахской ССР и Киргизской ССР погибло около 100 тысяч чеченцев и около 23 тысяч ингушей.
Едва ЧИАССР была восстановлена, и чеченцам и ингушам было разрешено вернуться на родину, как они столкнулись с проблемой - из-за нерасторопности и халатности местных органов власти их дома оказались заняты переселенцами из РСФСР и Осетии в 1944 году. На этой почве стали возникать конфликты и массовые беспорядки.
В августе 1958 года митингующие русские жители Грозного выступили против возрастающих случаев хулиганства и разбоев со стороны возвращающегося чеченского населения, потребовали депортировать чеченцев обратно, захватили грозненский обком партии и устроили в нем погром. Организаторы погрома и видные его деятели были арестованы и осуждены.
Власть стала переселять осетин-переселенцев из ранее занятых домов в районах ЧИАССР в села Пригородного района, который передали в Северную Осетию. И ингуши и чеченцы, возвращавшиеся из Средней Азии домой - оказались в чужой республике, были вынуждены строиться на задворках или на пустом месте. В 1973 году уже ингуши и чеченцы устроили митинг в Грозном, требуя возвращения Пригородного района из Северной Осетии в ЧИАССР.
Митинг был разогнан милицией, военнослужащими ВВ и СА СССР. Организаторы митинга были арестованы и приговорены к разным срокам заключения. Все это породило глухую неприязнь, как к осетинам, так и к русским, так и в целом к советской власти, что впоследствии привело к драматическому изгнанию русского населения из Чеченской республики.