Это было на Ладоге-1XX, так назывались чуда - суда, в народе прозванные «кобры», потому что рубка была сделана в носовой части судна и шаталась как голова кобры, когда судно набирало ход. Линия была между Гулем (Англии) и Дуйсбургом (Германии).
Нас часто водил по реке Маас, которая потом соединялась с Рейном, лоцман Фердинанд. Обидно, когда он узнал, что у нас у всех есть, а у него нет. Он придумал себе отчество.«Фердинандович» курил жадно-чадно, трубку и причиндалы к ней, разбрасывая по всей рубке. Проводка была долгая: что-то около 24 часов по Голландии-Германии. Кумарь стоял такой, что срабатывала пожарная сигнализация. Трубки приходилось «терять» и «находить» снова в неожиданных местах, когда дым рассеивался.
Лоцманить было хобби, у него была богатая жена,которая баловала его. На вид ему было лет 60-70. Думаю, он занимался бы этим даже бесплатно. Ферди был похож на Санта Клауса и всегда приходил с подарками для экипажа.
- Когда он узнавал, что сегодня борщ-он бросал все дела и с криками «борщщщщ!» начинал грезить обедом. Как–то раз на моей вахте 3-го штурмана, я услышал их разговор с капитаном Нериным Николаем. Фердинанд все время говорил: «Ферди сделай то, сделай это», рассказывая про жену. Нерин смеялся и кивал, кивал. А потом вдруг спросил:
- Я все понял. А кто такая Ферди?
Я просто угорел на месте. Он и не врубился, что так звала жена своего Ферди - Фердинанда.
Проводка была весёлая, интересная, со множеством видов. Кругом были светофоры, заправки, плавали местные шаланды семейного типа,где: несколько контейнеров-груз, машина, качели, бегали дети, собаки и кошка. В рубке стояли кактусы, а за рулём чаще всего были женщины - навигаторы. Для нас людей с советской психологией-это было удивительно и шокирующе.
- Все лоцмана и навигаторы махали, улыбались, гудели и знали друг другу, и знали чуть ли не по именам. Ферди имел популярность и удовольствие от всего этого процесса и приходил к нам снова и снова.
- Я всегда вспоминаю его улыбку, радость и позитив, который он всем нам дарил при встречах и расставаниях.