Недавно решил перечитать "Золотого телёнка" и так получилось, что печатной версии не было, так как переехал. У меня была книга еще Советских времен и пролога от редактора там не было. И вот значит, скачал я электронную версию и наткнулся на примечания редактора, где говорилось про судьбу книг Ильфа и Петрова, чему я очень удивился!
Я прежде никогда не задумывался, почему за такую жесткую сатиру советского быта авторы не карались, но редактор раскрыл глаза на эту ситуацию.
Действие "Двенадцати стульев" происходило непосредственно в момент написания книги и как раз в этот момент происходил политический бой между Сталиным и Троцким. Сталину было необходимо, чтобы люди верили в непоколебимость власти и внутреннего устройства.
Троцкий убеждал людей в том, что необходимо произвести мировую революцию и говорил, что Сталин с Бухариным предали идеалы коммунистической партии. Поэтому власть в лице Сталина решила сделать посыл того, что в стране есть "ненужные" и "прошлые" люди, которые мыслят устаревшими категориями, будь то "великий комбинатор" или "священник, мечтающий о свечном заводике", которые беспощадно были осмеяны Ильфом и Петровом (Катаевым). Именно в их лице было выражены Троцкисты.
Хотя мы все и понимаем, что это всего лишь политические игры, но эти "игры" серьезно влияли на жизнь простых граждан и довольно интересно смотреть на создание культовых книг, фильмов через призму политической ситуации в момент их создания. Туда же можно отнести например фильмы Эйзенштейна, которые нужны были не столько для "окультуривания" граждан, сколько для проведения параллели того же государства Ивана Грозного с Советским Союзом.