Роберт Людвигович Бартини - выдающийся авиаконструктор с интресной судьбой. Итальянский коммунист, дворянин, отказавшийся от своего родового наследства и приехавший в СССР, здесь стал выдающимся авиаконструктором - человеком, которого называли просто генератором нестандартных идей.
Роберта Людвиговича своим учителем называл отец советской космонавтики Сергей Павлович Королев. Выдающийся авиаконструктор Яковлев ценил Бартини невероятно высоко. Как-то на общем собрании генеральных конструкторов страны - где были лучшие из лучших, Туполев, Ильюшин, Сухой, при обсуждении вопроса, который был на грани возможного, Яковлев наполовину в шутку, наполовину всерьез заявил:
- А давайте поручим этот вопрос Бартини! Если это возможно - он это сделает, а если он не сделает - значит это в принципе неосуществимо!
В СССР Бартини разработал великолепный пассажирский самолет Сталь-7. Необычный, сделанный их стальных сплавов, с крылом обратная чайка. В этом случае подъемную силу создавал весь центроплан самолета - что повышало подъемную силу крыла. Так что в какой-то степени аэродинамически Сталь-7 была предшественником современных истребителей семейства Су-27, у которых подъемную силу создает также не только крыло.
Гроссмейстерам аэродинамики и любителям авиации - да шутка это, шутка, не скандальте, ради бога.
Хотя - ведь в каждой шутке лишь доля шутки, правда? 😂
В 1937 году на самолете Сталь-7 был совершено беспосадочный перелет по маршруту Москва - Свердловск - Севастополь, дальностью 5068 километров и со средней скоростью 405 км в час.
Такие характеристики не могли не привлечь внимание военных - и на базе Сталь-7 была начата разработка дальнего бомбардировщика, способного долететь до Берлина, нанести удар и вернуться. Самолету присвоили индекс ДБ-240.
Однако во время работы над ним Бартини был арестован, и дальнейшую работу по ДБ-240 вел уже другой генеральный конструктор - В.Г. Ермолаев. Опытный, грамотный конструктор - но не Бартини.
К тому же подводили смежники. Сталь-7 летала на двигателях М-103. Для ДБ-240, получившего название ЕР-2, обещали двигатели М-106 - но, как знают любители авиации, дождаться их было не суждено. Пришлось временно поставить моторы М-105. Тем не менее машина не вылезала из технических проблем.
А тут еще и надежные моторы М-105 начали не просто сбоить - загораться. Ну вот просто так. Стоит пилоту поорудовать в полете ручкой управления двигателем (РУД) - двигатель через какое-то врем загорается.
Никто не мог понять в чем дело. Отчаявшийся Ермолаев только разводил руками - надежные, проверенные моторы - горят! Вспыхивают факелом - и все.
Положение спас сообразительный и смелый механик - который решил проверить свою догадку и перед взлетом залез в крыло, чтобы лично наблюдать за двигателем. И увидел именно то, что подозревал.
Из карбюратора двигателя выходят дренажные трубки, по которым на малом газу отводятся излишки бензовоздушной смеси. И на Ер-2 эти дренажные трубки были выведены так, что бензиновый "пар" попадал в подкапотное пространство, как раз в район двигателя. Конденсировался там на холодной обшивке, капал вниз - на горячий мотор - и пожар.
Вся проблема была решена простым удлинением дренажной трубки, чтобы бензиновый пар уносило воздушным потоком. История не сохранила имени смелого и сообразительного механика - но благодаря ему самолет был спасен - и пошел в серию.
Именно Ер-2 были в составе группы советских бомбардировщиков, в тяжелом 1941 году нанесших первый бомбовый удар по Берлину в 1941 году.