Найти тему
Аспид не согласен!

Бартини, Ер-2 и пожар в двигателе

Роберт Людвигович Бартини - выдающийся авиаконструктор с интресной судьбой. Итальянский коммунист, дворянин, отказавшийся от своего родового наследства и приехавший в СССР, здесь стал выдающимся авиаконструктором - человеком, которого называли просто генератором нестандартных идей.

Роберт Людвигович Бартини
Роберт Людвигович Бартини

Роберта Людвиговича своим учителем называл отец советской космонавтики Сергей Павлович Королев. Выдающийся авиаконструктор Яковлев ценил Бартини невероятно высоко. Как-то на общем собрании генеральных конструкторов страны - где были лучшие из лучших, Туполев, Ильюшин, Сухой, при обсуждении вопроса, который был на грани возможного, Яковлев наполовину в шутку, наполовину всерьез заявил:

- А давайте поручим этот вопрос Бартини! Если это возможно - он это сделает, а если он не сделает - значит это в принципе неосуществимо!

В СССР Бартини разработал великолепный пассажирский самолет Сталь-7. Необычный, сделанный их стальных сплавов, с крылом обратная чайка. В этом случае подъемную силу создавал весь центроплан самолета - что повышало подъемную силу крыла. Так что в какой-то степени аэродинамически Сталь-7 была предшественником современных истребителей семейства Су-27, у которых подъемную силу создает также не только крыло.

Гроссмейстерам аэродинамики и любителям авиации - да шутка это, шутка, не скандальте, ради бога.

Хотя - ведь в каждой шутке лишь доля шутки, правда? 😂

Сталь - 7
Сталь - 7

В 1937 году на самолете Сталь-7 был совершено беспосадочный перелет по маршруту Москва - Свердловск - Севастополь, дальностью 5068 километров и со средней скоростью 405 км в час.

Такие характеристики не могли не привлечь внимание военных - и на базе Сталь-7 была начата разработка дальнего бомбардировщика, способного долететь до Берлина, нанести удар и вернуться. Самолету присвоили индекс ДБ-240.

Дальний бомбардировщик ДБ-240
Дальний бомбардировщик ДБ-240

Однако во время работы над ним Бартини был арестован, и дальнейшую работу по ДБ-240 вел уже другой генеральный конструктор - В.Г. Ермолаев. Опытный, грамотный конструктор - но не Бартини.

К тому же подводили смежники. Сталь-7 летала на двигателях М-103. Для ДБ-240, получившего название ЕР-2, обещали двигатели М-106 - но, как знают любители авиации, дождаться их было не суждено. Пришлось временно поставить моторы М-105. Тем не менее машина не вылезала из технических проблем.

-4

А тут еще и надежные моторы М-105 начали не просто сбоить - загораться. Ну вот просто так. Стоит пилоту поорудовать в полете ручкой управления двигателем (РУД) - двигатель через какое-то врем загорается.

Никто не мог понять в чем дело. Отчаявшийся Ермолаев только разводил руками - надежные, проверенные моторы - горят! Вспыхивают факелом - и все.

Позднее на ЕР-2 ставили разные двигатели, даже дизельные АЧ-30Б
Позднее на ЕР-2 ставили разные двигатели, даже дизельные АЧ-30Б

Положение спас сообразительный и смелый механик - который решил проверить свою догадку и перед взлетом залез в крыло, чтобы лично наблюдать за двигателем. И увидел именно то, что подозревал.

Из карбюратора двигателя выходят дренажные трубки, по которым на малом газу отводятся излишки бензовоздушной смеси. И на Ер-2 эти дренажные трубки были выведены так, что бензиновый "пар" попадал в подкапотное пространство, как раз в район двигателя. Конденсировался там на холодной обшивке, капал вниз - на горячий мотор - и пожар.

Вся проблема была решена простым удлинением дренажной трубки, чтобы бензиновый пар уносило воздушным потоком. История не сохранила имени смелого и сообразительного механика - но благодаря ему самолет был спасен - и пошел в серию.

Именно Ер-2 были в составе группы советских бомбардировщиков, в тяжелом 1941 году нанесших первый бомбовый удар по Берлину в 1941 году.