Мантрой «клиент всегда прав» покупатель может утешать себя до тех пор, пока продавец не заставит его оплатить разбитую в тесном торговом зале бутылку вина, испорченную в парикмахерской причёску или включённые в счёт чаевые после получасового ожидания официанта.
В большинстве спорных ситуаций покупателю просто некогда разбираться, кто же на самом деле прав, он просто платит и уходит с испорченным настроением. Сравни.ру опросил юристов и составил мини-путеводитель по спорным ситуациям, в которых хоть раз в жизни оказывался каждый покупатель.
1. Чаевые, включённые в счёт и закон о навязывании услуг
Некоторые рестораны и кафе включают в счёт не только стоимость блюд, но и чаевые в размере 10-12%. Если обед был вкусным, а официант вежливым, такой подход обычно не вызывает вопросов, но должен ли оставлять чаевые клиент, который остался недоволен обедом или обслуживанием?
Ресторан не имеет права включать чаевые в счёт, так как это услуга, от которой невозможно отказаться или выбрать альтернативу. «Никто не может пойти и обслужить себя сам в ресторане. Данная услуга является неотъемлемой от основной — услуги общественного питания», — поясняет старший партнёр адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнёры» Андрей Кузьмин.
«Чаевые не являются платой за услуги, а представляют собой надбавку к ней, которую клиент добровольно уплачивает обслужившим его работникам, если он остался доволен. По этой причине они не рассматриваются как часть цены даже при включении в счёт. Такой счёт следует рассматривать как указание на возможность (по желанию клиента) оплаты чаевых. Их сумма не является по своему существу платой за товар или оказанные услуги, а может расцениваться лишь как премиальные, предназначенные лично официанту», — говорит управляющий группы компаний «Гордейчик и партнёры» Алексей Гордейчик.
Как себя вести:Оставьте только сумму, которая покрывает стоимость съеденных блюд. Если официант или администратор просят оплатить включённый «чай», цитируйте «Закон о защите прав потребителей» ст.16 п.2: «Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)».
2. Клиент, которому не понравилась еда в ресторане и закон об отказе от услуги
О вкусах не спорят, гласит народная мудрость, но в ситуациях, когда за несовпадение вкусов приходится платить из собственного кармана, спора не избежать. Просто уйти не заплатив, не получится, но можно попробовать исправить некачественный сервис общими усилиями.
Еда в ресторане должна быть свежей, приготовленной, а порция — соответствовать заявленному размеру. Если эти правила соблюдены, отказаться от заказа нельзя. «Дело в том, что услуги потребляются в течение их предоставления, то есть с точки зрения права важен сам процесс, а не его результат, тем более, не его субъективное восприятие клиентом», — говорит Алексей Гордейчик.
Но если котлету принесли недожаренной, а десерт на тарелке сильно отличается от картинки в меню, смело просите заменить товар.
«Потребитель имеет ряд прав — потребовать исправления недостатков, потребовать представления аналогичной услуги/товара взамен некачественного, а также отказаться от услуги и потребовать возврата денежных средств (если они были уплачены)», — поясняет Андрей Кузьмин.
При этом надо учитывать ряд правил:
- Отказ может состояться только до приёмки, т.е. пока потребитель не подтвердил своими действиями надлежащее качество продукта. Например, съел еду.
- Отказаться можно только если товар/работа/услуга имеет существенные объективные недостатки. Нельзя отказаться от еды, если она просто не нравится клиенту (ну, вот, не любит он рыбу), но она приготовлена из свежих продуктов и просто не может иметь другой вкус.
Как себя вести:Если вы недовольны обедом или новой стрижкой в парикмахерской, вежливо попросите мастера исправить работу или принести другой заказ. Ссылайтесь на «Закон о защите прав потребителя» ст. 24: «Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами».
Как правило, персонал идёт навстречу лояльно настроенному клиенту. Если спор не удаётся решить на месте, придётся идти в суд, но компенсация вряд ли покроет судебные издержки.
3. Разбитая в магазине бутылка и нормы ГОСТа
Популярные телевизионные около-юридические шоу заявляют, что покупатель не обязан оплачивать товар, разбитый в магазине. Но настоящие юристы считают, что о разбитой посуде в магазине вряд ли можно сказать «на счастье». Ситуаций, в которых вина магазина очевидна, гораздо меньше, чем тех, в которых покупатель обязан заплатить.
Возместить ущерб магазину вы обязаны, если:
- вы взяли в руки товар, и по неосторожности выронили его и разбили;
- к порче товара привело ваше «неестественное» поведение в торговом зале (бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.);
- вы намеренно разбили тот или иной товар (например, взяли в руки бутылку дорого виски и со всего размаху кинули бутылку об стену);
«В случае, если заветная бутылка случайно разбита вами до её оплаты, то обязанность по компенсации стоимости поврежденного имущества возникает на основании положений гражданского закона о причинении вреда, — говорит Андрей Кузьмин. — При этом вы вправе поставить вопрос об уменьшении суммы возмещения со ссылкой на наличие вины самого магазина».
Магазин виноват, если:
- в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками, «горками» из товара;
- товар расположен на стеллаже неустойчиво, и взяв одну банку, вы разрушили «всю конструкцию»;
- в магазине мокрый пол, и вы испортили товар поскользнувшись;
- товар разбился, упав с ленты на кассе.
В этих случаях вина полностью лежит на магазине, и вы можете не платить.
Как себя вести:Если вашей вины нет, ссылайтесь на требования ГОСТ и СНиП 2.08 — 89: «Общественные здания и сооружения...». Проход в магазине должен составлять расстояние не менее, чем 1,4 м, и при этом, чем больше помещение, тем шире должен быть проход, который позволит перемещаться без затруднений:
- 1,4м — при торговой площади до 100м2;
- 1,6м — при торговой площади св. 100 до 150м2;
- 2м — при торговой площади св. 150 до 400м2.
Если все эти требования соблюдены, товары на полках были расставлены удобно, а виной всему ваша неловкость, придётся платить.
4. Распродажи в магазинах и закон о возврате товара
Вы купили сапоги на распродаже с огромной скидкой, но дома, оправившись после припадка шопоголизма, поняли, что они не вписываются в ваш гардероб. В магазине отказываются принимать товар, ссылаясь на табличку с надписью: товар с распродажи обмену и возврату не подлежит.
Чтобы там ни говорили продавцы, закон на стороне покупателя. Товар с распродажи юридически ничем не отличается от обычного. «Товар, приобретённый на распродаже, можно обменять в течение 14 дней на аналогичный товар у продавца, если указанный товар не подошёл вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации», — поясняет адвокат Люберецкой коллегии адвокатов Диана Агасиева.
По словам адвоката, в случае обнаружения в товаре недостатков:
- его должны заменить на товар этой же марки (модели, артикула);
- заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчётом покупной цены;
- соразмерно уменьшить цену;
- незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление вами или третьим лицом;
- вернуть деньги.
Как себя вести:Возвращайте товар и ссылайтесь на закон о защите прав потребителя ст.16, которая аннулирует любые правила магазина о невозврате товара с распродажи: «Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными». Но прежде, чем нести товар в магазин, проверьте, соблюдены ли все условия:
- вещь должна иметь товарный вид;
- не должны быть утрачены потребительские свойства;
- не должны быть сорваны пломбы, фабричные ярлыки;
- должен иметься кассовый чек или другой документ, подтверждающий оплату.
5. Невозвратному тариф и человеческое отношение продавца
Любители планировать путешествие заранее знают, что на невозвратных тарифах можно здорово сэкономить. Но в случае отмены поездки покупатель теряет всё. С точки зрения закона всё логично и бесперспективно, но человеческий фактор иногда творит чудеса.
Этот фокус может сработать, если вы оформляли бронь не напрямую, а через агрегатор (booking, mоmondo и т.д.). Обычно в условиях невозвратных тарифов продавец предупреждает: в случае отмены бронирования, вам придётся обратиться напрямую к поставщику услуги. Этот пункт многие упускают из вида, а зря.
Как себя вести:Напишите письмо администратору отеля или в сервисную поддержку авиакомпании. Если причина отмены поездки уважительная, руководство часто идёт навстречу клиенту и возвращает деньги или хотя бы их часть. Чтобы на вашу просьбу откликнулись:
- Если вы обращаетесь к иностранной компании, письмо должно быть составлено на английском;
- Подробно изложите обстоятельства, повлиявшие на отказ от поездки;
- Приложите подтверждающие документы (справки, фотографии и т.д.).