Все знают, что в годы перестройки и в девяностые власти набирали зарубежные кредиты, чтобы свести концы с концами. В начале века этот долг был практически полностью досрочно погашен за счет нефтедолларов, которые текли в страну рекой. Однако, к 2014 году общий внешний долг России достиг невероятных 700 млрд долларов. В чем же секрет, кто набрал такие колоссальные долги и собираются ли их отдавать – об этом и многом другом читайте в нашей сегодняшней статье.
Действительно, Российская Федерация как государство к 2009-му году погасила все царские, советские и ельцинские долги за исключением чисто символической для масштабов страны суммы в 20 млрд долларов. При этом после кризиса 2008-09 годов и сейчас после введения санкций в 2014 году объем федерального долга стабильно растет – он уже превысил 50 млрд. Но главный «вклад» в гигантскую сумму общего долга вносят корпорации. Более подробно о долгах читайте в специальном разделе на портале «Пронедра».
Должны корпорации, а отдавать государству
Почти 70 процентов общей суммы внешнего долга России составляют корпоративные обязательства. Надо понимать, что его основная доля приходится на крупнейшие компании и банки страны, которые, за очень редким исключением, принадлежат государству. Таким образом, в случае возникновения серьезных проблем у любой из госкорпораций власти будут вынуждены спасать ее, покрывая выплаты по долгам из бюджета.
Почему? Рынок ценных бумаг и финансовых обязательств живет по понятным законам – никто не даст в долг и не перекредитует заемщика с плохой репутацией. Инвесторы прекрасно понимают, что исполнение обязательств «Газпрома», ВТБ или РЖД перед кредиторами фактически обеспечено государством, а любой дефолт по бумагам госкомпаний вызовет эффект «карточного домика».
Это очень серьезный риск для всей экономики, ведь общий объем долга фактически равен всем золотовалютным резервам страны. В случае введения более жестких санкций ряд кредиторов смогут добиваться досрочного погашения долга и тогда государству придется либо расставаться с резервами, либо кредитоваться на менее выгодных условиях, либо объявлять дефолт.
Плохо ли иметь такие большие долги?
Удивительно, но нет. Спрос на российские облигации (в том числе, ОФЗ) показывает доверие иностранных инвесторов к российским компаниям и государству в целом. Вырученные деньги используются внутри страны для реализации крупных проектов и развития бизнеса государственных и частных корпораций. Совсем другое дело – сильный рост объемов государственного долга в последние несколько лет.
Это довольно тревожный сигнал, ведь большая часть федерального бюджета направляется вовсе не на развитие, а «проедается». При этом Правительство не в состоянии сверстать бюджет без внешних займов даже при ценах на нефть в районе 60-70 долларов за баррель, хотя раньше он исполнялся с большим профицитом даже при вдвое меньшей цене. Здесь точно есть, над чем задуматься властям.
С корпоративным долгом ситуация несколько иная, но целый ряд компаний закредитованы чересчур сильно. Та же «Роснефть», и без того получающая миллиардные преференции и налоговые льготы, должна иностранным кредиторам астрономическую сумму. Это уже вопросы к топ-менеджменту и эффективности хозяйственной деятельности госкомпаний.