Найти в Дзене
Техноистории

Десантный "Спрут" из Рязани

В городе Рязани имеется уникальный технический памятник: авиадесантная самоходная установка 2С25 "Спрут-СД", установленная у КПП бывшего Рязанского военного автомобильного училища на Михайловском шоссе. Такая машина в качестве памятника пока только одна - и это не удивительно, ведь на вооружение 2С25 была принята только в 2006 году.

Впрочем, история этой машины началась гораздо раньше - в 1984 году, когда Центральным научно-исследовательским институтом точного машиностроения (ЦНИИТочМаш) был изготовлен первый опытный образец перспективной САУ, предназначенной для в первую очередь для борьбы с бронеобъектами. В качестве базы был взят опытный, так и не принятый на вооружение лёгкий плавающий танк "Объект 934", а основным вооружением выбрали танковую 125-мм пушку 2А46 (вариант этой пушки для новой САУ впоследствии получил индекс 2А75). Проведённые в 1984 году испытания опытной машины показали, что концепция выбрана правильная, и был уже официально запущен процесс разработки новой машины, в котором участвовали КБ Волгоградского тракторного завода, свердловское ОКБ-9 и всё тот же ЦНИИТочМаш. Но по различным причинам, как глобальным, так и сугубо техническим, дело затянулось до 1990-х, а потом и до 2000-х. Наконец, в 2006 году, как я уже говорил, "Спрут-СД" был принят на вооружение, а серийное производство началось годом раньше (нередкий случай) и продолжалось до 2010 года, всего было выпущено около 30-40 машин. По сути, 2С25 получилась гораздо ближе к лёгким танкам, чем к самоходкам: расположенная во вращающейся башне мощная пушка, аналогичная орудиям основных боевых танков СССР, та же номенклатура выстрелов к ней, да и тактические задачи возлагались схожие. Кстати, на машине имеется и автомат заряжания, примерно такой же, как на танке Т-72. В наличии также спаренный пулемёт ПКТ и система "Туча" для постановки дымовых завес. Экипаж "Спрута" составляют три человека: командир, наводчик-оператор и механик-водитель.

-2

Как и у другой бронетехники ВДВ, корпус и башня "Спрута" сделаны из алюминиевого сплава, кроме этого, на лобовой части башни имеются стальные накладки. Боевая масса машины составляет 18 тонн, на САУ установлен оппозитный многотопливный шестицилиндровый дизель 2В-06-2С мощностью 510 л.с. Гидропневматическая подвеска обеспечивает изменение величины клиренса в диапазоне от 100 до 500 мм с места механика-водителя, на воде 2С25 передвигается с помощью двух водометных движителей (их хорошо видно на фото). В передней части корпуса имеется обычный для плавающих бронемашин откидной волноотражательный щиток. Максимальная скорость движения машины на суше - 71 км/ч, на воде - 10,5 км/ч. "Спрут-СД" может десантироваться как посадочным способом, так и парашютным, с помощью бесплатформенной системы десантирования П260М "Спрут-ПДС", носителем боевой машины могут быть самолёты Ил-76 или Ан-124. Интересно, как эта самоходка-танк оказалась на пьедестале, есть большое подозрение, что это одна из опытных машин 1980-х - 1990-х, проходившая в Рязани испытания.

-3

Тактико-технические характеристики авиадесантной самоходной противотанковой пушки "Спрут-СД":
Боевая масса - 18 т
Экипаж - 3 чел.
Длина с пушкой вперед - 9771 мм
Ширина - 3152 мм
Высота (при рабочем клиренсе) - 2720 мм
Клиренс рабочий - 420 мм
Клиренс минимальный - 100 мм
Клиренс максимальный - 500 мм
Тип брони - противопульная
Двигатель - 2В-06-2С, 6-цилиндровый оппозитный дизель
Мощность - 510 л.с.
Максимальная скорость на суше - 71 км/ч
Максимальная скорость на плаву - 10,5 км/ч
Удельное давление на почву - 0,53 кгс/см²
Запас хода по шоссе - 500 км
Вооружение - гладкоствольная 125-мм пушка 2А75, 7,62-мм пулемёт ПКТ