Финляндию не люблю. Скучная депрессивная страна. Но даже среди унылых финских достопримечательностей мне удалось найти действительно интересное место, которое впечатляет. Речь идет о поселке Койтсанлахти (по пути в Савонлинну). Здесь на "территории коммуны Париккала", находится таинственный парк скульптур, прозванный в народе мистическим лесом.
… Давным-давно, когда меня еще не было на этой планете, в этих местах между железной дорогой и дремучим лесом, в простеньком деревянном домике жил человек по имени Вейё Рёнккёнен (1944-2010). Он был очень одиноким и странным. И чтобы как-то скрасить свой воспаленный экзистенциализм, он начал ваять из бетона скульптурные существа.
За пять десятилетий он создал себе целую бетонную семью из 500 фигур. Правда получилась эта семейка мрачноватой.
Степень жуткости этой компании был до такой степени высок, что в 2014 году «Патсапуйсто» по версии известного американского журнала о путешествиях «Condé Nast Traveller» (с 2017 года не выходит) было названо одним из самых страшных мест на планете.
Возможно, в этом заявлении и есть доля правды. Бетонные фигуры, выполненные в натуральный рост человека, по-живому пластичны. На окружающий мир они смотрят пронзительными стеклянными глазами и при этом скалятся зубными протезами, а в некоторых случаях и настоящими человеческими зубами.
Вместо души каждая фигура наделена страшными детскими комплексами, воспоминаниями о неприглядной северной реальности и лабиринтом мыслей художника, который занимался йогой, философией и анатомией.
Однако мне в парке страшно не было. Может, сказался яркий солнечный день, а может любовь к подобным изваяниям, чем-то напоминающим древних идолов, к которым я неровно дышу.
Стараясь не отводить глаз от пристальных взоров бетонных хозяев парка, я с интересом их разглядела и взяла в плен их изображения, с помощью могущественной кнопочки фотокамеры.
Меньше всего мне понравилась компания из 225 фигур, занимающихся йогой, хотя они старательно выворачивали свои бетонные чресла в разные позы.
А вот толпы детей и танцоров меня умилил.
К слову, художник практически всю жизнь прожил со своей матушкой и после ее смерти сосредоточился исключительно на детских фигурах.
Не менее душевная атмосфера и в мастерской сумасшедшего скульптора, которая ныне переоборудована в музей. Здесь хранятся предметы быта, фотографии, схемы и инструкция создания бетонных людей, а также приспособления для создания скульптур.
Среди них банки с медицинскими протезами - глазами и зубами…
Кроме своих жутких скульптур Вейё Рёнккёнен оставил после себя дневник, в котором отмечал, что после его смерти его страшное семейство надо засыпать песком, чтобы в нем царило тысячелетнее молчание.
Однако, его пожелание не сбылось, потому что его создания понравились живым людям и мистический парк превратился в туристический объект, за посещение которого люди готовых платить деньги (до 2018 года вход в парк был бесплатным, сейчас билет стоит один евро).
Наверное, это правильно, ведь за бетонными людьми, тем более страшными нужен специализированный присмотр, а то мало ли что…
Алла ЧЕРЕДНИЧЕНКО.
Фото автора.