В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года произошла одна из самых крупных катастроф на море – затонул самый большой на тот момент лайнер «Титаник», унеся жизни более полутора тысячи человек. Первые сведения о деталях кораблекрушения мир узнал на следующий день. Подобравшая шлюпки «Карпатия» имела слабую станцию. Поэтому она телеграфировала сначала на «Олимпик», а тот пересылал сообщения на материк через станцию на мысе Рейс.
После того, как выжившие добрались до Нью-Йорка, начались слушания. Среди уцелевших было достаточно компетентных людей: специалисты, кочегары, матросы, стюарды и даже четыре помощника капитана. С их показаний комиссии восстанавливали картину и хронологию случившегося. Вести оттуда сразу перекочёвывали в газеты, при этом нередко случался эффект «испорченного телефона».
Кинематографистов настолько вдохновил трагизм и размах трагедии, что в том же 1912 году был снят первый художественный фильм. Более-менее приближенной к современному фильму Джеймса Кэмерона можно считать ленту 1953 года (при желании её можно легко найти в Интернете).
Настоящим шедевром чёрно-белой эпохи является кинокартина «Гибель Титаника» (в английском оригинале «A Night to Remember»), снятая в 1958 году. Именно из неё я зачастую беру кадры для колоризации.
Создатели подошли к съёмкам с душой: были отстроены качественные декорации, собрана прекрасная большая модель, которая тонула в бассейне. События были настолько приближены к реальности, насколько позволяли технологии кино тех лет. Был ещё жив четвёртый помощник капитана Джозеф Боксхолл, который стал главным консультантом.
События развивались как обычно – айсберг, закрываются водонепроницаемые двери, лайнер погружается с дифферентом на нос, шлюпки, «Ближе, Господь, к Тебе». Корма высоко задирается вверх, гаснет свет… и целехонький корабль уходит под воду. Именно так видели картину гибели люди до 1985 года. Кен Маршалл, известный художник-маринист, на своих ранних работах рисовал «Титаник» в полной сохранности стоящим на киле на морском дне.
Доктор Роберт Баллард на своём «Алвине» впервые показал миру истинное лицо обломков. Искорёженные груды металла, рухнувшие мачты… и шок! Судно оказалось разорванным надвое! Нос и корма покоятся на приличном расстоянии друг от друга. И если первый в более-менее целом состоянии, то вторая сильно разрушена. Почему?
Настоящей революцией «титанистики» стала совместная работа режиссёра Джеймса Кэмерона и русских океанологов. Исследовательский корабль «Академик Мстислав Келдыш», имеющий на борту два уникальных батискафа «Мир», оказал огромную помощь в реконструкции. Благодаря собранному материалу родился популярнейший оскароносный «Титаник» с Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет в главных ролях. Кэмерон не экономил на качестве – в его фильме впервые крайне подробно показан разлом между третьей и четвёртой дымовыми трубами. Почему именно там?
Исследователи, проанализировав чертежи, полагали, что здесь находится самое слабое место корпуса – в районе машинного отделения. Однако Джеймс, уже как учёный, не оставил изучение «Титаника» после своего киношного триумфа. Прокралась тень сомнения: а там ли он треснул?
И в столетие трагедии Джим снимает документальный фильм, где показали две любопытные детали. Кроме классического дифферента на нос был крен на левый борт (порядка девяти градусов). Он был довольно ощутим, поэтому офицерам на время пришлось перевести людей на параллельную сторону. Лишь после того, как вода заполнила помещения с правой стороны, судно начало выпрямляться.
А вот самая изюминка – оказывается, лайнер раскололся в другом месте: между второй и третьей трубами, причём линия разлома в большей части была под водой, а сверху скрыта туманом и паром. Это объясняет, почему люди со шлюпок так смутно рассказывали про этот момент. Лишь подробнейшее изучение карты обломков, учитывавшее все эффекты погружения и действия воды, смогло пролить свет на эту важнейшую деталь.
В конце передачи Кэмерон пошутил, что ему придется переснимать фильм, а Маршаллу перерисовывать картины. Кто знает, может они вновь создадут свои шедевры?