Найти в Дзене

Афган глазами Артема Боровика

Странная была война: входили, когда цвел застой, а выходим в эпоху бешенства правды-матки (комбат Ушаков).

Артем Боровик был военным корреспондентом во время советской войны в Афганистане и написал об этом книжку "Спрятанная война". Вспомним слова честного журналиста - они по-прежнему актуальны.

Артем ищет ответ на вопрос о причинах ввода советских войск. Он пишет:

к концу семидесятых годов Брежнев был не только не в состоянии принимать самостоятельные политические решения, но даже не мог вести осмысленную беседу более двенадцати-тринадцати минут: его внимание и интеллектуальные способности увядали на глазах.

-2

Вся книга наполнена портретами наших военных и разговорами с ними, показывая какой страшный след оставила война в душах всех афганцев.

Артем рассказывает о смертях под огнем своих, и об убийствах и самоубийствах, вызванных неуставными отношниями.

Он берет интервью у одного из лидеров афганских моджахедов - Гейлани.

Гейлани
Гейлани
–  Кого конкретно вы вините в трагедии, которая девять лет подряд убивала Афганистан?
– Мы не столь наивны и злопамятны, чтобы винить советский народ. Ведь вы и понятия не имели о готовящемся решении послать войска в мою страну. Но люди у власти совершили страшную ошибку, приведшую к великой трагедии… Советский Союз предал наше доверие. И мы до сих пор страдаем от того предательства, пожиная его горькие плоды.  Советский солдат оставил о себе скверную память в Афганистане. Ведь наибольшие потери были среди мирного населения.

Очень хороший портрет боевого комбата Ушакова.

– Знаешь, как в Союзе определять: кто действительно воевал т-тут, а кто по штабам прятался? – вдруг спросил Ушаков. – Кто девкам заливает м-мозги про свои подвиги по самую ватерлинию, тот и свиста пули не слыхал. Настоящий ветеран будет помалкивать о войне.

Кстати, я с подобным афганским "героем"-хвастуном сталкивался, еще году в 1984-м. Не помню, подполковник или майор. Пер на всех, орал: "Я в Афгане под пулями ходил!" Оскорблял людей. Но потом, действительно, ссыкуном оказался, как только окорот получил.

Интересно, что подполковник Ушаков недавно одобрительно отозвался о фильме Лунгина "Братстство"!

"Этот фильм — один из немногих, которые показали правду о той войне, которая длилась десять лет. Жестокая, тяжелая правда, но это было так. Приятно, что были отмечены все стороны той жизни. Я признателен авторам этого фильма, режиссеру, которые смогли показать ту реальность, которая была", — подполковник Сергей Сергеевич Ушаков.
-4

Еще Ушаков:

– Чуть южнее, – сказал он, – служит комбат А. Ни одной зарплаты не получил: все переводит в Союз на счет "Б". Но тут отоварился капитально. К-как? Да очень п-просто. Списывал имущество как боевые потери, а сам продавал его Басиру. Печально все это. С-солдат видит такое и тут же пример берет. А начнешь со всем этим воевать, скажут: сумасшедший – в психушку его! Я там уже насиделся. Больше н-нет охоты. Психушка – отличный способ для начальства избавиться от ЧП в части.

Вывод войск в основном происходил спокойно. Но в январе по просьбам Кабула и приказу из Москвы был нанесен жестокий удар по кишлакам Саланга, по силам Ахмед Шах Масуда. При этом было очень много жертв мирных и зверства с советской стороны.

Последний портрет в книге - полковник Ан…енко.

Ан…енко собственноручно перестрелял несколько десятков мирных. Хотя в его обязанности входило командовать, а не бить из автомата людей. Здесь, на Саланге, Ан…енко так и прозвали: «наш Рэмбо». Эдакий Тарзан Иваныч… А номер на своем БТРе все-таки стер: чтоб «духи» не опознали. Комбата же нашего он возненавидел за то, что Ушаков дал приказ в мирных не стрелять. Только – по «духам». И действительно, в зоне ответственности ушаковского батальона кишлаки целы, мирные не пострадали. Ан…енко не хотел, чтобы комбат вышел чистеньким из бойни.

Ушаков рассказал

про афганские КамАЗы, которые ходили в Панджшер в сопровождении БТР № 209 и БМП без номера, место постоянной дислокации которых – КП подполковника Ан…енко .
– В Панджшер, к Ахмад Шаху, – хрипло выкрикивал комбат, – ма-машины шли доверху загруженные, обратно же возвращались п-порожняком. А один КамАЗ А, пустил на б-бакшиш старшему начальнику…

"Ан...енко - комполка 177 полковник Антоненко".