Найти в Дзене
Good Old Nerpach

Кто виноват в смерти Ханны Бейкер в сериале «13 причин почему»

Оглавление

Когда сериал 13 reasons why только вышел, он порвал пару манямирков в интернете... и седалище моей подруги. Она посмотрела сериал залпом (структура такова, что он смотрится на одном дыхании) и написала очень злой текст (https://vk.cc/9E2er5) о том, что все подростки — зажравшиеся идиоты. Сообразно заветам стоицизма, всё верно. Но мы же простых ответов не ищем, да?

Что там по сюжету?

Если коротко, то вот о чём сериал: девочка переходит в новую школу, заводит пару друзей, пару знакомых, но очень быстро становится изгоем. За один год из обычного подростка (проблемы с коммуникацией, проблемы с искренностью, нераскрытая сексуальность, малый опыт социальных взаимодействий, отсутствие тесных эмоциональных связей с другими людьми) она превращается в депрессивного и завершает жизнь суицидом.

Перед смертью она записывает кассеты, в которых рассказывает о том, что с ней произошло за этот год, обвиняет своих однокашников в случившемся... и отсылает кассеты этим самым виноватым, чтобы они увидели события с её точки зрения.

Ага, и?

США (как и почти любая западноевропейская страна) — страна сообществ (городских, тематических и т.д.). Демократия на местах, гражданственность, социальная активность — вот это всё. Подобные события выбивают почву из-под ног всего сообщества (https://vk.com/wall-128203623_72050), ведь «нормально же общались, что началось?» А оказывается, что не «нормально», и «началось» уже давно.

В школах подростки помимо обучения на уроках и активностей в кружках на регулярной основе учатся взаимодействовать с другими людьми. Их модели поведения строятся на основе тех, которые они наблюдают вокруг себя: между родителями-родственниками, звёздами (в США очень популярны реалити-шоу) и блогерами, за жизнью которых подростки следят. В всех случаях конструктивных моделей поведения можно понабраться не меньше, чем деструктивных. А потом начать их применять на практике, прощупывая наиболее эффективные.

Клэй Дженсен — типичный «серый» школьник. Плывёт по течению и не имеет собственного мнения.
Клэй Дженсен — типичный «серый» школьник. Плывёт по течению и не имеет собственного мнения.

Однако при коммуникации друг с другом подростки воспроизводят один простой шаблон: один человек — инструмент для удовлетворения потребностей другого человека. Они часто не видят в другом человеке такую же личность, как и они сами. Не думают о том, что думает и чувствует другой человек. Ставят собственное Я в центр вселенной и ждут, что именно их потребность окружающие и будут удовлетворять (привет, общество потребления и крайнего индивидуализма, в котором все — особенные).

В сериале воспроизводится дискурс уважения прав и свобод личности, важный для жителей США. Люди стараются вести себя уважительно, играть в солидарность и социальное одобрение. Иногда у них это получается, иногда они совершенно искренне забивают на других людей. Всё, как в жизни. Вот только взрослые зачастую тем и отличаются от подростков, что их психика более стабильна, а социальная жизнь более устойчива. Подростки же спокойно могут оказаться в мирке, в котором окружающие считают их за мусор и время от времени используют ради собственной выгоды. Своеобразный остракизм 21 века.

Ханна Бейкер — типичная жертва обстоятельств. Она стала изгоем в собственной школе. Она сама не могла преодолеть свои проблемы, но и никто из её окружения не предпринял попыток вытащить её из депрессии.
Ханна Бейкер — типичная жертва обстоятельств. Она стала изгоем в собственной школе. Она сама не могла преодолеть свои проблемы, но и никто из её окружения не предпринял попыток вытащить её из депрессии.

В подростковой среде воспроизводятся те отношения, что и в обыденной жизни: человек оказывается человеку волком. Из-за слабого понимания того, что должное не равно реальному, психика подростков начинает распадаться очень быстро. Смысл жизни ещё не найден, собственное Я окончательно не очерчено, навыков разрешения конфликтов нет — подросток или направляет агрессию на себя (суицид), или на других (идёт стрелять одноклассников).

Так, а что там с сериалом?

13 reasons why как раз и показывает, какова реальность для депрессивного подростка. Порой сериал невыносимо смотреть из-за концентрации «королев драмы» на минуту экранного времени и из-за того, насколько пустыми и безынтересными оказываются разговоры подростков. Ровно такими же, какими они часто и оказываются в реальной жизни: обсудить мальчиков, покупки, звёзд. Вот, собственно, и вся реальность подростков.

Скорее всего, вы помните, что были такими. А если нет, то вот вам сериал. Я лично вспомнил, ужаснулся, но героев полюбить не смог. Сериал он не про это — он про ситуацию, из которой в рамках обозначенной культуры выхода нет.