Найти тему
217,6K подписчиков

Канал «11 экю»: «Люди без труда узнают Дейенерис Таргариен, но не вспомнят портрета Анны Иоанновны»

2,1K прочитали
Иллюстрации Светы Овчинниковой
Иллюстрации Светы Овчинниковой

В своем канале «11 экю» сотрудник питерской ИТ-компании Николай Буканев пишет о ярких событиях, необычных людях и дерзких исторических поступках. На прошедшем Дзен-понедельнике Буканев рассказал, как прошел путь от рассказов для родных до комментариев историка моды Александра Васильева под своими постами и как писать об истории, не впадая в пафос диванного эксперта.

Я начал увлекаться историей еще в школе. Особенно я благодарен плохим учителям: из-за их недоработки я стал самостоятельно изучать предмет, читая учебники и исторические книги. А когда читаешь такие книжки, то хочется поделится моментами, которые тебя заинтересовали. Взять, например, Пипина Короткого, отца Карла Великого — классный человек, много чего сделал. Но о его деяниях знают в основном специалисты, и хочется рассказать об этом всем.

Первыми моими «жертвами» стали родственники и друзья. Сначала они не могли взять в толк, зачем им эти истории из жизни франков VIII века. Тогда я стал рассказывать проще, как будто Пипин Короткий живет в наше время, и его жизненные перипетии мы обсуждали уже свободным стилем, без сложного исторического языка. Именно этот язык потом лег в основу стиля «11 экю».

Почему я решил писать об истории? Мы знаем о королях вымышленных миров больше, чем о реальных людях, которые жили и сделали для своей страны много хорошего или плохого. Люди без труда узнают Дейенерис Таргариен, но не вспомнят портрета Анны Иоанновны.

В своем канале «11 экю» сотрудник питерской ИТ-компании Николай Буканев пишет о ярких событиях, необычных людях и дерзких исторических поступках.-2

Моя жена начала вести корпоративный канал в Яндекс.Дзене, и я решил расширить круг читателей — от коллег до массовой аудитории. Первыми моими героями стали Алиенора Аквитанская и Савонарола. В начале было два подписчика: я и моя жена, следом пришли два моих друга, а потом внезапно появился пятый подписчик, совершенно незнакомый мне человек. Помню момент, когда количество читателей достигло двенадцати, тогда мне казалось, что это огромное число.

Через пару месяцев случилась моя минута славы: я опубликовал статью о князе Дмитрии, который участвовал в убийстве Распутина. У него были отношения с Коко Шанель, и ко мне в комментарии вдруг пришел историк моды Александр Васильев, который ведет «Модный приговор» на Первом канале.

В своем канале «11 экю» сотрудник питерской ИТ-компании Николай Буканев пишет о ярких событиях, необычных людях и дерзких исторических поступках.-3

Ключевое правило — не врать

Когда мой материал прочитало несколько тысяч человек, я задумался, достоин ли я любви своей аудитории и все ли вложил в текст, что мог? Тогда я сформулировал для себя несколько правил. Ключевое правило — не врать. Потому что я уважаю своих подписчиков.

Выбиться в популярные авторы в Яндекс.Дзене легко, если писать статьи в стиле «Берия — потомок ацтеков» или «Йети — результат генетических экспериментов Ивана Грозного». Но буду ли я сам себя уважать, публикуя такие тексты? Поэтому все мои статьи основаны исключительно на достоверной исторической литературе. Я ничего не выдумываю. Иногда позволяю себе высказывать свое мнение о каком-либо факте, и не более.

Когда я понял, что пришло время развивать канал, решил поэкспериментировать с форматами. Начал брать интервью у историков и экспертов. Моим первым спикером стал доктор исторических наук Игорь Курукин, написавший ряд книг для серии «Жизнь замечательных людей». Мне было удивительно, что он согласился на интервью с автором, количество подписчиков которого тогда не превышало 500 человек.

Как брать интервью

Секрет успешного интервью простой: тема должна быть интересна вам, эксперту и читателю. Если баланс невозможен, ориентируйтесь на свои интересы.

Изучите тему досконально. Это поможет составить правильные вопросы и сформировать пул экспертов.

Подберите спикеров. Свяжитесь с самыми компетентными специалистами по вашей теме, обычно электронную почту или другие контакты можно найти в интернете. Из десятерых экспертов часть не ответит, часть спросит, готовы ли вы платить, и в конце концов останется один, который согласится на интервью.

Задайте вопросы и получите ответы. В итоге может выйти не совсем то, что вы планировали, но нестрашно: это тоже готовый материал для публикации.

Резюме

👑Пишите то, о чем любите писать.

👑Уважайте читателей.

👑Не изменяйте себе и своему стилю.

👑Экспериментируйте с форматами.

👑Обязательно отвечайте на комментарии.

Подготовила Алиса Юнусова