Зима, начало 1905 года. Фермер Дэвид Франклин Уильямс едет в поезде, направляясь домой, в город Радерсбург, что в штате Монтана. Дома Дэвида ждёт беременная жена Делла Маэ.
Поезд делает небольшую остановку на маленькой станции «Мирна». «Мирна!» – проговаривает про себя Дэвид, – «Как звучно и женственно!».«Я придумал имя для нашей малышки!» – это были первые сова, которые сказал Дэвид жене, как только переступил порог дома.
2 августа 1905 года – родилась будущая звезда немого и звукового кино – урождённая Мирна Адель Уильямс.
Мирна унаследовала от обоих родителей и музыкальные и политические способности. Будучи активным и творческим ребёнком, Мирна уже в двенадцать дебютировала в театре, где исполнила танцевальный номер в постановке «Синяя птица».
Однако, жизнь Мирны изменилась, когда в ноябре 1918 года семейство Уильямсов постигло несчастье: отец Мирны перенёс тяжёлую форму гриппа и умер. Похоронив отца, Мирна с матерью и братом Дэвидом перебрались в Калифорнию, где Мирна постепенно начала свою карьеру, появляясь в небольших ролях в местных театральных постановках.
В 1920 году, продолжая получать среднее образование в школе, Мирна активно занялась балетом и начала посещать дополнительные музыкальные занятия. В этом же году школу, где учится Мирна, посетил попечительский совет, в который вошли высокоморальные дамы того времени, лишённые широких и творческих взглядов. Известие о том, что одна из учениц школы хочет сделать карьеру актрисы, вызвало непонимание и возмущение совета. Это было первое столкновение девочки с социальными застоями общества. Не решительностью, не терпящей сомнений, Мирна покинула школу и поступила в Высшую школу Венеции Лос-Анджелеса.
Уже на следующий год, там же, в Высшей школе Венеции Лос-Анджелеса шестнадцатилетняя Мирна позировала скульптору Гарри Уинебреннеру для статуи под названием «Spiritual» («Духовность»). Скульптура была установлена в парке школы, где и простояла практически до конца 20-го века, пока в 90-х годах не была повреждена хулиганами. Позже группа выпускников школы собрала деньги для повторного создания статуи и весной 2009 года статуя была снова установлена. Сегодня скульптура вновь украшает двор школы.
Примечательно, что первый вариант скульптуры можно увидеть в фильме «Grease» («Бриолин», 1978 г.).
Высшая школа Венеции Лос-Анджелеса отдала дань признания таланту Мирны, не только сохранив и восстановив статую, но и назначив ежегодную премию за ораторское искусство и драму имени Мирны.
1923 год оказался для Мирны богат на события. В этом году Мирна заканчивает обучение в школе и приступает к работе танцовщицы в кинотеатре «Egyptian Movie House», ещё не зная, что эта работа станет отправной точкой в её актёрской карьере. В кинотеатре «Egyptian Movie House» на Мирну обращает внимание Наташа Рамбова – талантливый художник по костюмам, дизайнер одежды, ценитель и знаток стиля, а по совместительству – вторая жена Рудольфа Валентино. Наташа организовывает для Мирны кинопробы, которые та не проходит, но, к счастью, Наташа не теряет интерес к своей протеже и в 1925 году, вновь по протекции Наташи, Мирна, наконец, предстаёт на киноэкране в эпизодической роли вампирши в немом фильме «What Price Beauty?» («Какова цена красоты?»).
В этом же году Мирна пробуется на роль Девы Марии в немом фильме «Ben-Hur: A Tale of the Christ» («Бен Гур»). Пробы Мирна не проходит, однако получает другую роль – хозяйки среди римских сенаторов.
После нескольких эпизодических ролей, на Мирну обращает внимание киностудия «Warner Brothers» и предлагает актрисе контракт сроком на семь лет с гонораром в 75 долларов в неделю. К тому времени актриса уже выступает под псевдонимом и в 1926 году начинающая кинозвезда Мирна Лой исполняет свою первую заметную роль в приключенческом фильме «Across the Pacific» («Через Тихий океан»), где появляется вместе с актёрами Монти Блю и Джейн Уинтон.
В 1927 году Мирне снимается в фильме «Bitter Apples» («Горькие яблоки»), где её роль оказывается уже более заметной. Однако, ожидания от этой роли не оправдываются – киностудия настойчиво возвращает Мирну к установленному для неё амплуа. В течение долгих лет, следуя указаниям студии и требованиям контракта, Мирне придётся играть однообразные роли роковых, восточных, экзотических и фатальных женщин.
Неизвестно, как бы дальше сложилась карьера Мирны, но 6 октября 1927 года случилось переломное событие в истории кинематографа – родилось звуковое кино. С появлением звука в кино для Мирны открылись новые перспективы. В этом же году она исполнила музыкальный номер в фильме «The Jazz Singer» («Певец джаза»), а в 1929 году, успешно имитируя иностранный акцент, Мирна снялась в музыкальном фильме «The Desert Song» («Песня пустыни»). Роли Мирны в этих фильмах не поменяли амплуа актрисы, но позволили ей продемонстрировать свои музыкальные способности.
Успех фильмов «The Jazz Singer» и «The Desert Song» поднял Мирну на новую волну успеха и открыл перед ней дорогу в мир мюзиклов. В следующие два года актриса снялась в музыкальных фильмах «The Show of Shows» «Шоу-шоу», «The Bride of the Regiment» («Полковая невеста») и «Under A Texas Moon» («Под техасской луной»). Возможно, Мирна так и продолжила бы карьеру актрисы музыкального жанра, но в конце 20-х годов интерес публики к мюзиклам стал угасать. Карьера Мирны пошла на убыль, а ситуацию усложнил финансовой кризис, возникший на тот момент в киноиндустрии и в связи с которым «Warner Brothers» аннулировала контракт с Лой.
С этого момента Мирна оказалась свободна от обязательств перед какой-либо киностудией. Она стала свободной актрисой, вольной самостоятельно выбирать фильмы и роли. Для Голливуда тех лет это была смелая и нестандартная позиция.
Однако, застойный период в карьеры Мирны продолжался недолго и уже в конце 1931 года продюсер кинокомпании «Metro-Goldwyn-Mayer» Ирвинг Талберг подписал с актрисой контракт. В 1932 году «Metro-Goldwyn-Mayer» представила на экраны новую картину Рубена Мамуляна «Love Me Tonight» («Люби меня этим вечером»), где Мирна сыграла с Джанетт МакДоналд и Морисом Шевалье.
Следующей ролью Мирны опять стала роль экзотической женщины, полукровки-азиатки в фильме «Thirteen Women» («Тринадцать женщин»). Не смотря на появление в уже избитом образе, Мирне удалось и в этой ленте вызвать симпатию зрителей.
Продолжая много сниматься в уже закреплённом амплуа роковой экзотической женщины, Мирна продолжала страстно желать показать себя в совершенно другой роли.
Наконец, в 1934 году Мирна Лой получила предложение сняться в фильме «Manhattan Melodrama» («Манхеттенская мелодрама») с Кларком Гейблом и Уильямом Пауэллом. С этой важной картиной в карьеры актрисы связано такое историческое событие, как убийство знаменитого гангстера Джона Дилинджера, которого убили при выходе из кинотеатра, где он смотрел «Manhattan Melodrama». Киностудия не могла не воспользоваться столь удачным обстоятельством, и фильм получил дополнительную рекламу, а Мирна Лой была объявлена репортёрами как любимая актриса Дилинджера.
Последующий фильм «The Barbarian» («Варвар») и знаменитая картина «The Thin Man» («Тонкий человек»), где Мирна снялась с Уильямом Пауэллом, позволили наконец актрисе доказать своё долгожданное право на съёмки в совсем другом амплуа. Теперь зрители могли с удивлением и наслаждением наблюдать на экранах кинотеатров глубокий комедийный талант Мирны!
Фильм был номинирован на премию Академии в номинации «Лучший фильм». Мирна получила замечательные отзывы о своей работе, а её комедийный талант, наконец, был отмечен критиками, которые единогласно признали, что популярность фильма основана только на изысканной игре актрисы. Мирна Лой и Уильям Пауэлл стали самым знаменитым кинодуэтом тех лет и снялись ещё в 14-ти картинах, являющихся продолжением «The Thin Man».
Все 14-ть фильмов принимались зрителями с восторгом – это был фантастический успех!
Позднее сама Мирна вспоминала об Уильяме Пауэлле так: «Я никогда не наслаждалась своей работой в такой степени, как снимаясь вместе с Уильямом Пауэллом. Он был блестящим актером, восхитительным спутником, большим другом и, прежде всего, джентльменом».
Однако, Голливуд – это, в первую очередь, финансовая машина, и, не смотря на большой профессиональный успех, гонорары Мирны оставались такими же, какие были указаны в её контракте ещё в то время, когда она была не столь знаменита. Конфликт актрисы со студией «Metro-Goldwyn-Mayer» нарастал и, когда в 1936 году продюсер Артур Харнблоу, с которым у Лой уже давно были романтические отношения, развёлся со своей женой, Мирна расписалась с ним и вылетела в Европу, а вернувшись в США, не вернулась в Голливуд, а осталась в Нью-Йорке.
Оставив, таким образом, продюсеров, пытавшихся сэкономить на кинозвезде, ни с чем, Мирна уже через год получила от «Metro-Goldwyn-Mayer» новое предложение на таких условиях, которые могли её устроить. По условиям нового договора актриса получала не только гонорары, достойные её звёздного статуса, но и бонус в 25 000 $.
Для Голливуда тех лет это был неслыханный результат! Мирна умела добиваться своего! Возвращение к работе Мирна начала с фильмов «Whipsaw» со Спенсером Трейси, «Wife vs. Secretary» («Моя жена – секретарь») с Кларком Гейблом и Джин Харлоу, «Petticoat Fever» с Робертом Монтгомери, которые позволили ей и дальше развивать комедийный талант. Лой также снова выступила дуэтом с Уильямом Пауэллом в фильмах «Libeled Lady» («Оклеветанная»), в котором с ними сыграли Спенсер Трейси и Джин Харлоу, «The Great Ziegfeld» («Великий Зигфельд»), «After the Thin Man» («За тонким человеком») и в романтической комедии «Double Wedding» («Двойная свадьба»).
С 1937 по 1938 год Мирна предстала на экране в паре с Кларком Гейблом в трёх картинах: «Parnell» («Парнелл»), «Test Pilot» («Лётчик-испытатель») и «Too Hot to Handle» («Слишком горячая рукоятка»).
В тот же период по результатам опроса зрителей Мирна Лой и Кларк Гейбл были признаны Королём и Королевой Голливуда.
Примечателен тот факт, что при первом знакомстве, Гейбл произвёл на Мирну не самое лучшее впечатление, однако, спустя годы совместной работы, Мирна прониклась к Гейблу симпатией и уважением и они стали хорошими друзьями.
Находясь на пике популярности в 1937-38 годах, Мирна решила снова доказать свои творческие возможности и раскрыться в качестве драматической актрисы.
Однако, новый этап в жизни и карьеры Мирны начался не просто. Снимаясь в мелодраме «Rains Come», Лой сорвалась с лошади и едва не погибла. А спустя всего немного времени, изменения произошли во всё мире – началась Вторая Мировая война.Во время Второй Мировой войны Мирна Лой стала одной из активисток движения по сбору средств на военные нужды и в помощь Красному Кресту. Для того, чтобы собрать как можно больше средств на борьбу с фашизмом, актриса много гастролировала, организовывала развлекательные программы для военных госпиталей, отказавшись от съёмок в кино и рискуя своей карьерой.
Известно, что Мирна настолько яростно выступала против Гитлера, что была внесена в его чёрный список.
Активно сражаясь во время войны с фашизмом, Мирна Лой была также ярой противницей коммунизма. В 1946 году актриса обнаружила своё имя в «Голливудском репортере» рядом с такими звёздами как Эдвард Дж. Робинсон, Орсон Уэлс и Джеймс Кэгни, обвинёнными в лояльности к коммунистам. Негодуя от такого «соседства», Мирна моментально пригрозила газете выставить иск на сумму 1 млн $. и заставила убрать своё имя из этого списка.
Занимаясь активной общественной и политической деятельностью, Мирна выступила также против агрессивной деятельности Комитета «Un-American Activities Committee» по зачистке рядов, приняв участие в создании в Голливуде «Комитета по Первой Поправке».Позже Мирна Лой активно работала в Американской Ассоциации при Организации Объединенных Наций, участвовала в ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и культуры.В более поздний период жизни Лой выполняла также обязанности сопредседателя Консультативного совета Национального комитета по борьбе с дискриминацией в области жилищного строительства. На протяжении всей своей карьеры, актриса отстаивала права чёрных актеров и боролась за то, чтобы их персонажи изображались на плёнке с достоинством. Мирна говорила так: «Почему каждый чернокожий человек в кино должен играть раба? Как насчет чернокожего человека, приходящего в суд и несущего портфель?».В страшное время войны дал трещину и брак Мирны. Продолжать жить вместе с оказавшимся деспотичным в быту Харнблоу, стало невозможным и в марте 1942 года супруги развелись. Через шесть дней после развода с Артуром Харнблоу, Мирна скоропалительно вышла замуж за рекламного магната Джона Хертца. Однако, и этот брак оказался неудачным. Хертц требовал, чтобы Мирна оставила свою карьеру и общественную деятельность, был несдержан в словах и легко бросался оскорблениями в адрес жены. В августе 1944 года по инициативе актрисы супруги расстались.
Сразу после окончания войны Мирна Лой вернулась в Голливуд, где продолжила карьеру, начав с роли жены вернувшегося с войны героя в антивоенной мелодраме «The Best Years of Our Lives» («Лучшие годы нашей жизни»).
В 1947 году Мирна снялась в нескольких фильмах в дуэте с Кэри Грантом: в комедии «The Bachelor and the Bobby-Soxer» («Холостяк и девчонка-подросток») и «Mr. Blandings Builds His Dream House» («Мистер Блэндингс строит дом своей мечты»), а также с Клифтоном Уэббом в фильме «Cheaper by the Dozen» («Оптом дешевле»).После двух неудачных браков Мирна выходила замуж ещё два раза. В 1946 году её третьим мужем стал режиссёр и продюсер Джин Мэркей. Брак с ним продлился 4 года, но и он закончился разводом. В 1951 году Мирна вышла замуж снова, на этот раз за делегата ЮНЕСКО Хоуланда Х. Серджента, но в 1960 году они тоже разошлись.
Удивительно, но за столь долгую карьеру, Мирна Лой ни разу не была номинирована на премию «Оскар» за свои роли. Однако, в 1991, благодаря многолетним стараниям сценариста Михаила Рассноу, члена Совета Гильдии писателей Западной Америки, а также благодаря поддержке его бывших коллег – Роди МакДауэлл, Сидни Шелдон, Гаролда Расселла и многих других, Мирна Лой получила «Почётный Оскар» с формулировкой «за достижения в своей карьере». Находясь уже в почтенном возрасте, актриса не смогла поехать в Голливуд, чтобы принять награду лично, но согласилась на съёмки вручения премии в её доме. Эта съёмка была организована как прямой репортаж и транслировалась через спутниковую связь. В своей благодарственной речи Мирна сказала: «Вы сделали меня очень счастливой. Большое спасибо». Это было её последнее публичное выступление.
За активную социальную и политическую деятельность в 1988 году Центр Кеннеди присудил Мирне Лой «Пожизненную награду за достижения».
Мирна Лой прожила долгую, насыщенную событиями жизнь. За всю свою карьеру актриса снялась в 129 кинофильмах. Эта женщина была наделена не только удивительной красотой и талантами, то и невероятной энергией и смелостью.В конце жизни актриса написала автобиографию, которая называется «Мирна Лой: Становление». Книга была опубликована в 1987 году.В течение жизни Мирна Лой перенесла две операции по удалению молочной железы – в 1975 и 1979 годах. 14 декабря 1993 года, во время третьей операции, актриса скончалась. Ей было 88 лет.Мирна Лой похоронена на кладбище Forestvale в городе Хелена, штат Монтана.
Текст: Ольга Русакова