Найти в Дзене
Chekharda

Каким видел «государство» Платон?

Оглавление

Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. :) Рассчитываем на Вашу поддержку. Будем размышлять вместе!

Платон является одним из первых античных мыслителей, который сформулировал представление о государстве в определенной форме. Более того, он преподносит на первый план не столько положения о природе, сколько проблематика самого человека. Он преподносит государство, как совершенный субъект, произведенный осуществлением добра в человеческих взаимосвязях. С данной точки зрения, верно сказать, что Платон видит политику как определенный «венец философии». Однако, обо всем по порядку.

Платон. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
Платон. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Так как же образуется государство по размышлениям Платона?

«Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства». Платон.

Исходя из этого рассуждения, мы можем сказать, что государство, по мнению Платона, представляет собой образование массы людей для удовлетворения их собственных нужд. Посредством чего эти нужды при таком скоплении людей должны удовлетворяться? Платон разделяет людей по трудовому вкладу в это самое скопление:

1 группа. Это ремесленники, купцы, земледельцы и др., где каждый должен заниматься тем трудом, к которому он склонен по природным задаткам. Так называемая «низшая каста»;

"Низшая каста". Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
"Низшая каста". Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

2 группа. К ней относятся воины и защитники государства. Мыслитель подчеркивает, что всякий, относящийся к военной защите своего дома не должен заниматься никаким более иным делом. Он не может быть ни землепашцем, ни купцом. Однако, Платон допускает, что именно из этой группы должны происходить правители государства.

Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

3 группа. Правители. К ней относятся обязательно мужи, которые имеют не только воспитание и образование, но и мудрость, не сведущую, в большинстве своем, большим по численности массам. Данная группа призвана, также как и воины, охранять население, однако делать следует ей по знанию.

«Государство, основанное согласно природе, всецело было бы мудрым благодаря совсем небольшой части населения, которая стоит во главе и управляет, и ее знанию... От природы в очень малом числе встречаются люди, подходящие, чтобы обладать этим знанием, которое одно лишь из всех остальных видов знания заслуживает имя мудрости». Платон.
Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Таким образом, философ разделяет государство по сословиям. Стоит отметить, что данное разделение происходит своеобразным образом, исходя из добродетелей, где правителям уготована мудрость, защитникам – храбрость, а низшей касте – умеренность. Связующим звеном всех групп является такая добродетель как правда, занимающаяся справедливым разделением людей по группам.

Также, Платон выделяет идею о возможности существования идеального государства. Идеальное государство, по мнению Платона, обладает следующими характеристиками:

- правителями в идеальном государстве являются философы. Именно они, по его мнению, способны мудрым образом установить порядок в государстве и поддерживать в нем порядок посредством законов;

- идеальным государством является то государство, где в качестве господствующей добродетели выделяется мудрость;

- идеальной формой правления в государстве Платона обозначается аристократическая или монархическая.

Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

В свою очередь, Платон имеет возможность указать не только об идеальном государстве, но и выделяет типажи тех государств, которые, так скажем, отклонились от истинного пути развития. Такими типами являются:

1. Тимократия. В данном государстве у власти находятся люди, страдающие жаждой наживы и обогащения. Правителями в данном государстве становятся в преимуществе своем аристократы. Данное государство возможно от совершенной формы (идеального государства) по ряду признаков: невнимательность и упадок власти правителя, распределение граждан по их природным задаткам и добродетелям – нарушено. Вследствие существования таких признаков, власть захватывают сильные и распределяют между собой имущественные блага государства, а все, кто существуют вне их окружения, осуществляют свое существования в виде работников/рабов. Главным качеством данного формы государственной власти является военная сила, а также желание обогатиться. Тимократическое государство неизменно ждет гибель.

2. Олигархия. Образование данного типа государства происходит из тимкратического типа по следующим причинам: материальные ценности остаются в руках «избранных», большинство людей становятся бедняками, бедняки, в свою очередь, не имеют возможности участвовать в политике, поскольку именно денежные средства становятся гарантом влиятельности человека. Правителями данного государства становятся олигархи. В качестве главного закона данного типа выступает имущественный ценз. Данный тип также разрушается и разрушением его является заслуга бедняков, которые по численному состоянию намного перевешивают группу олигархов. Захваченное ими государство устанавливает режим демократии.

3. Демократия. Главным составляющим демократического общества, по Платону, является никем не ограниченная свобода. Стираются грани позволенного и непозволенного. Отцы становятся неуважаемы детьми, закон не уважаем гражданами… В обществе из недр человеческого характера выходят такие черты, как распутство, отсутствие стыда, ощущение безнаказанности, проявления наглости и пр. Такое общество настолько становится хаотичным, что избыток и извращенная форма понимания свободы трансформируется в следующий тип – тиранию.

4. Тирания. Для Платона данное государство, возглавляемое тираном, является самым, что ни на есть, упадническим. Появление у власти тирана приходится еще в период существования демократии. Его отличительными качествами служит: непримиримость с оппозицией (врагами), своей властью тиран опирается на своих рабов, которые по своим человеческим характерам выявляют своему хозяину и поддержку, и верность; тиран, заставляет убедиться народ в том, что последний нуждается в нем по средством смут и войн.

Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Таким образом, можно говорить о том, что под словом «государство» Платон воспринимает определенное скопление людей, разделяющихся по трудовому принципу, ради достижения конкретной цели – удовлетворения своих потребностей. Под «идеальным государством», по Платону в его диалогах, составляющих произведение «Государство», мыслитель воспринимает то государство, где власть дарована меньшинству граждан, исходя из их способностей, т.е. – монархия или аристократия. Также, философ выделяет и «извращенные формы», такие как тимократия, олигархия, демократия и, наихудшая из форм правления, тирания. Каждую из форм он характеризует отличительными чертами, отмечая деградацию существования государства в реальном времени.

Роль государства в жизни общества.

Как мы уже выяснили, внутреннее «убранство» государства, Платон подразделяет на три сословия: высшее (правители), среднее (воины), низшее (ремесленники, землепашцы и пр.). Также он приводит модель идеального режима (аристократия или монархия), терпимого (тимократия и олигархия) и упаднического (демократия и тирания). Каким образом государство, с точки зрения, Платона касается социально-общественной жизни людей?

Разделение людей на сословия является характерной чертой «Государства» Платона. Данный момент является определяющим для существования идеального государства, поскольку такое положение вещей является для философа – справедливым. Исходя из такого решения мыслителя, становится ясным, почему Платон считает выбивание из сословного строя разрушающим свойством, невозможного для идеальной государственности из-за чего и образуются «извращенные формы».

Возникает вопрос: кто именно будет заниматься тем самым распределением людей на сословия, исходя из их природных достоинств, благодаря которым им уготовано место в той или иной касте? Судя по всему, данная роль отведена людям, олицетворяющих мудрость в реальном мире, т.е. правителям (философам). Чем же они должны руководствоваться? Естественно, главной базой существования идеального государства будет являться закон, которого должны придерживаться все касты. Поскольку мудростью обладают преимущественно правители, то и распределение сословий будет наиболее справедливым. В итоге получается, что вершителями судеб будут выступать именно что правители.

Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Правители-философы, в свою очередь, осуществляют управленческие функции, а помощники – инструментами для этого им служат воины. «Годные для охраны государства» должны

«остро воспринимать, проворно преследовать то, что заметят, и, если настигнут, упорно сражаться». Платон.

Между тем, стражники государства должны быть кротки со своими гражданами, в то время, как испытывать ярость духа в отношении неприятеля, а также иметь стремление к мудрости. Отсутствие того или иного качества означает непригодность человека к данному сословию.

У Платона основой государства выступает единство всех людей. Приводя примеры из древности, Платон ссылается на то, что во времена богов единство являлось неотъемлемой частью человечества, поскольку у людей была одна мать. Мыслитель предполагает, что достижение того же уровня единства позволит государству стать идеальным, ведь все у всех будет общее. Относя внимание к личной жизни стражей, Платон говорит, что мужчины и женщины не имеют право вступать в брак, рожать детей без внимания и разрешения правителя, который, тайным образом, относит лучших мужчин к лучшим женщинам, а худших мужчин – к худшим женщинам.После своего рождения, по замыслу философа, ребенок должен быть изъят у матери и после некоторого времени возвращен. Правда неизвестным останется – её ли это ребенок или чей-то другой. При этом при всем, все мужчины своей касты считаются отцами всех детей, а все женщины – общие жены. Такая форма, судя по всему, должна соединить человечество и обеспечить ему утраченное ранее единство.

Продолжая тему единства, стоит упомянуть, что философ имеет негативное отношение к существованию частной собственности. Таким образом верно будет подметить, что единство идеального государства Платона – это коммунистическое единство. Факт присутствия «коммунистического флера» отмечает и русский философ-идеалист Н.Я.Грот, называя Платона первым проповедником коммунизма и социализма. Однако с ним не согласен советский ученый Александров Г.Ф., уверявший, что учение Платона не имеет ничего общего с коммунизмом, а платоновские идеи продиктованы только лишь корыстными идеями верхушки рабовладельческой знати. Карл Маркс в своем труде «Капитал» выразил мнение, что идеальное государство Платона - это, всего на всего, «афинская идеализация египетского кастового строя».

Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

В тоже время интересно отметить, что в «Государстве» Платоне показаны взаимоотношения всех граждан друг к другу: граждане могут звать своих правителей спасители или помощники, правители граждан – плательщиками и кормильцами, правитель правителя – сотоварищем по страже. Образование также является неотъемлемой часть государства, правда доступно оно должно быть только высшим кастам. почитаться должна и религия.

И радость, и горе в идеальным государстве воспринимаются единым целым для всего населения, относящегося к этому государству. Так или иначе, впоследствии Платон в 9 книге приходит к выводу, что подобное государство должно возродиться несколько в реальном пространстве, сколько в каждом человеке.

Рассматривая учение об «идеальном государстве» у Платона, идеалист Н.Я.Грот полагает, что античный мыслитель представил версию государства словно-таки «муравьиную кучу», где каждый выполняет свою, «механическую» функцию, а индивидуальность и права личности, как таковые, отвергаются. Доктор философских наук Александров Г.Ф. считал, что данное учение об «идеальном государстве» имело политический подтекст, поскольку было направлено против греческой демократии и её устоев.

Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Таким образом, можно говорить о том, что роль государства в жизни общества значительно весома, и имеет своеобразное «государственное воспитание» населения, преследую высшую цель – единство всех людей, по примеру древних богов.

"Chekharda" рекомендует:

1. У греков были свои "Помпеи"! Что ты знаем о трагедии Гелики?

2. Была ли Елена Троянская прекрасной?

3. Где проходила первая война в истории человечества?