Найти в Дзене
AD Magazine Russia

Дом-легенда: поместье Юбера де Живанши в пригороде Парижа

Сорок лет назад Юбер де Живанши и Филипп Вене ­купили в пригороде Парижа поместье Ле-Жонше, в ­котором ­создали собственную версию земного рая.

История Юбера де Живанши и Филиппа Вене завязалась на рубеже 1951–1952 годов, когда они оба работали под началом Эльзы Скиапарелли. “Она была довольно странной, и в один прекрасный день Юбер сказал, что через несколько недель уходит, чтобы открыть свой Дом”, — вспоминает Вене.

Юбер де Живанши (1927–2018) в столовой своего поместья Ле-Жонше.
Юбер де Живанши (1927–2018) в столовой своего поместья Ле-Жонше.

Вскоре Вене тоже расстался со своей работодательницей, съездил на родину в Лион и вернулся в Париж, где получил от бывшего коллеги предложение присоединиться к новому предприятию. “Я ответил да, — рассказывает Вене. — После этого мы сели поужинать и уже не расставались следующие шестьдесят пять лет. Если вы подходите друг другу, хватит двадцати минут, чтобы это понять. Юбер был красавцем, да и я был хорош собой. Так вот и началась наша сага”.

Партер поместья — увеличенная копия сада в резиденции венецианского Фонда Чини.
Партер поместья — увеличенная копия сада в резиденции венецианского Фонда Чини.

Мануар-дю-Жонше Вене и Живанши купили в середине 1970-х годов, когда прежняя загородная резиденция стала им маловата. Первым делом они обустроили себе крохотную белую спальню, в которой прожили целый год, пока вокруг кипели работы.

Поместье Ле-Жонше строилось и перестраивалось столетиями. Самая старая его часть датирована 1530-ми годами.
Поместье Ле-Жонше строилось и перестраивалось столетиями. Самая старая его часть датирована 1530-ми годами.

Племянник модельера Оливье де Живанши вспоминает, что его дядя переделал в поместье все, вплоть до крепостного рва. В запущенном парке кронировали деревья, чтобы создать ощущение перспективы, а в самом доме восстанавливали парадные дверные проемы и меняли полы — Юберу с Филиппом страшно не нравились деревянные доски, выкрашенные ромбиками на скандинавский манер, и они заменили их бургундским камнем. “Каменные плиты были разложены на лужайке перед домом в том порядке, в котором предполагалось класть их в комнатах, но перед этим их дважды натерли воском”, — рассказывает Оливье.

Фрагмент ателье де Живанши, которое занимало одну из комнат Ле-Жонше.
Фрагмент ателье де Живанши, которое занимало одну из комнат Ле-Жонше.

Вене утверждает, что сады были страстью модельера, но тот, что изначально рос у входа в дом, был сразу же забракован: Живанши распорядился уничтожить его под корень и получил разрешение у венецианского Фонда Чини скопировать их партерный сад.

Над камином — живописное ­изображение поместья.
Над камином — живописное ­изображение поместья.

Впрочем, как говорят общие друзья, интерес к садоводству у Юбера с Филиппом был общим — например, идею для устройства огорода они подсмотрели в поместье Маунт-Вернон Джорджа Вашингтона. Этот огород получился таким обширным, что требовал ухода двух или трех человек, так что через двадцать лет хозяева Ле-Жонше все же сдались и устроили на месте грядок обычный газон.

На стуле в стиле Людовика XV картина, на которой изображено поместье.
На стуле в стиле Людовика XV картина, на которой изображено поместье.

По воспоминаниям племянника Оливье, в доме его дядюшки всегда царил идеальный порядок — несмотря на проказы двух лабрадоров, которые не знали ни в чем отказа и постоянно валялись на диванах. Живанши также решил завести себе пони, а потом купил ему подружку. Тридцать лет спустя в поместье бегал уже целый табун — двадцать семь животных, но расставаться с ними модельер не желал. Возможно, потому, что любил размах во всем.

Фрагмент одной из многочисленных спален.
Фрагмент одной из многочисленных спален.

Как рассказывает друг семейства архитектор Тьерри Депон, неделя в гостях у Филиппа с Юбером приравнивалась к полноценным каникулам в раю. “Я помню, как мы гуляли по полям, на которых цвели десятки тысяч нарциссов. Юбер никогда не довольствовался малым”, — вспоминает он.

Кабинет Филиппа Вене.
Кабинет Филиппа Вене.

С такой же щедростью модельер подходил к оформлению своих домов. Он действовал без особого плана, просто покупал все, что нравится. А нравилось ему многое — настолько, что над его парижскими апартаментами имелась еще одна квартира — под склад мебели, которой не нашлось места в интерьерах. При этом он мог потратить целый день, чтобы отыскать в магазине идеальный ершик для унитаза.

Старинная лестница в поместье.
Старинная лестница в поместье.

Вене вспоминает, что его партнер никогда не занимался декорированием как таковым — просто без конца двигал вещи по комнатам, что-то доделывал или переосмыслял (когда обои шинуазри в столовой оказались слишком короткими, он дорисовал к ним снизу речку), без конца покупал и продавал искусство, не гнушаясь заменять его копиями.

Фрагмент столовой. Когда выяснилось, что антикварных китайских обоев не хватает на всю высоту комнаты, Живанши дорисовал снизу реку.
Фрагмент столовой. Когда выяснилось, что антикварных китайских обоев не хватает на всю высоту комнаты, Живанши дорисовал снизу реку.

В 2017 году, после того как принадлежавший им стол Джакометти ушел с аукциона, Юбер с Филиппом заказали себе его аналог у местного кузнеца и сами создавали коллажи по мотивам работ знаменитых художников — Жоана Миро, Пикассо, Леже, причем так ловко, что часто их было легко спутать с оригиналами.

Поместье под Парижем, где Юбер де Живанши и его партнер Филипп Вене проводили время с середины 1970-х годов, окружает ров с подъемным мостом.
Поместье под Парижем, где Юбер де Живанши и его партнер Филипп Вене проводили время с середины 1970-х годов, окружает ров с подъемным мостом.

Ле-Жонше был далеко не единственным домом Живанши и Вене, но именно с этим местом у их друзей связан миллион воспоминаний. Как говорит Тьерри Депон, “они создали собственную вселенную, и нам повезло стать ее частью”.

Солнечные часы среди зеленых “стен”.
Солнечные часы среди зеленых “стен”.
Геометрические формы в саду образованы 40 000 кустов самшита.
Геометрические формы в саду образованы 40 000 кустов самшита.
Модели Живанши и сам Юбер на архивных фотографиях.
Модели Живанши и сам Юбер на архивных фотографиях.
Юбер де Живанши и Одри Хепберн.
Юбер де Живанши и Одри Хепберн.

Текст: Анастасия Ромашкевич, Митчелл Оуэнс

Фото: архив пресс-службы