Найти в Дзене
Секреты Таллера

Атлас профессий будущего и Ключевые компетенции 2030 года

Вокруг нас происходит много важного и интересного, но все отследить не в состоянии никто. Именно поэтому «Секреты Таллера» регулярно готовят обзоры наиболее достойных, с точки зрения построения карьеры, развития личного успеха и самореализации исследований, статей и материалов. Этот обзор посвящен проекту школы управления Сколково и Агентства стратегических инициатив «Форсайт компетенций 2030» и «Атлас новых профессий» 1. Атлас содержит подробную информацию по всем основным отраслям: строительство, энергетика, медицина, технологии, медиа и др. Для его составления привечено 2 500 экспертов из самых разных отраслей. Впервые он был составлен в 2014 году и регулярно обновляется. 2. Атлас очень практичен. Все профессии он делит на: «Профессии завтра» - те, которые будут востребованы до 2020 года. В некоторых странах эти профессии востребованы уже сейчас, например: энергоаудиторы, сетевые врачи, ГМО-агрономы и др. «Профессии послезавтра» - те направления, которые будут активно развиваться
Источник фото: http://www.skolkovo.ru/public/ru/press/news/96-news-research/4038-2014-02-18-atlas/
Источник фото: http://www.skolkovo.ru/public/ru/press/news/96-news-research/4038-2014-02-18-atlas/

Вокруг нас происходит много важного и интересного, но все отследить не в состоянии никто.

Именно поэтому «Секреты Таллера» регулярно готовят обзоры наиболее достойных, с точки зрения построения карьеры, развития личного успеха и самореализации исследований, статей и материалов.

Этот обзор посвящен проекту школы управления Сколково и Агентства стратегических инициатив «Форсайт компетенций 2030» и «Атлас новых профессий»

1. Атлас содержит подробную информацию по всем основным отраслям: строительство, энергетика, медицина, технологии, медиа и др. Для его составления привечено 2 500 экспертов из самых разных отраслей. Впервые он был составлен в 2014 году и регулярно обновляется.

2. Атлас очень практичен.

Все профессии он делит на:

«Профессии завтра» - те, которые будут востребованы до 2020 года. В некоторых странах эти профессии востребованы уже сейчас, например: энергоаудиторы, сетевые врачи, ГМО-агрономы и др.

«Профессии послезавтра» - те направления, которые будут активно развиваться (при благоприятной инфраструктуре), например: архитекторы виртуальных миров, медиаполицейские, дизайнеры носимых энергоустройств, модераторы персональных благотворительных программ... Сегодня таких профессий нет ни в России, ни в мире. Хотя уже предпринимаются первые шаги для решения задач в этом направлении.

3. Атлас не только перечисляет профессии завтра и послезавтра, но и дает список ВУЗов по каждой отрасли, в которых уже сегодня можно получить хорошую базу для дальнейшего развития в рамках выбранной профессии будущего.

4. Важно для тех, кому предстоит определиться с профессией или вузом в ближайшее время (родителям школьников в первую очередь). Атлас содержит список «профессий-пенсионеров». Тоже с разбивкой на «пенсионеров завтра» и «пенсионеров послезавтра».

Среди «профессий-пенсионеров» много неожиданного. Например, инспектор ДПС. По прогнозам экспертов, властители дорог перестанут быть таковыми в течение ближайших 10 лет. Видеофиксация, компьютеризация и «большой брат» будут лучше справляться со многими их функциями.

В компанию «профессий-пенсионеров» все больше рискуют попасть специальности, на которые в последние несколько лет наблюдается настоящий бум: юрист-консульт, нотариус, бухгалтер, врач-диагност, сисадмин, специалист по логистике и даже журналист. Есть над чем задуматься…

5. Еще раз, возвращаясь к практической направленности Атласа, эксперты приводят обзор работодателей и общую оценку трудоустройства по каждой отрасли.

6. Не менее важно: помимо списка ВУЗов, где можно получить образование, Атлас приводит список навыков, которые необходимо развивать для того, чтобы успешно найти свое место в изменяющейся картине будущего.

Это так называемые надпрофессиональные навыки – или Soft Skills («мягкие навыки»).

Основные:

• Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними);

• Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях);

• Умение управлять проектами и процессами;

• Программирование IT-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом;

• Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя;

• Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах);

• Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми;

• Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем);

• Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса, креативность.

Одним из наиболее важных Soft Skills, наверное, является Эмоциональный интеллект.

Так что же нас ждет в будущем? Какие изменения?

Уйдут в прошлое фундаментальные теории. Им на смену придет Wiki-сборка картины мира («Открытые системы»). Основными специалистами станут управленцы, но не тот размытый «менеджер», который «ни о чем», а люди, которые способны формулировать задачи, находить оптимальные решения, создавать команды и управлять ими. Управленческие навыки станут доминирующими и абсолютно необходимыми.

В перспективе 30-40 лет ученые выделяют 3 уровня управленцев:

А) Просто управленец - человек, способный управлять процессом. Именно это станет базовым навыком для всех специальностей;

Б) Управленец-инженер – человек, решающий задачи более высокого порядка, способный формулировать задачи, организовать процесс их решения, проанализировать результаты;

В) Супер управленец-инженер – это глубокое сочетание технического базиса управленческих навыков и креатива. От него требуется системное и стратегическое мышление с горизонтом планирования 15-25 лет, кросс-отраслевые навыки работы, работа в логике международного контекста и, обязательно, минимум 3 языка: английский, китайский и еще один по желанию.

По мнению экспертов, будущее - это не просто продолжение прошлого и настоящего. Будущее зависит от прилагаемых усилий! Его можно создать. Будущее вариативно, оно зависит от решений участников и заинтересованных сторон. Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подготовиться к такому будущему, какое мы хотим видеть или самим подготовить его.

Самое главное правило современного мира – нельзя единовременно получить знания на всю жизнь. Постоянное обучение и развитие дает шанс успеть, не отстать, удержаться на «гребне волны», увидеть мир по-своему, добиться успеха. Хотя, конечно, нельзя утверждать, что жизнь в глухой тайге или на необитаемом острове - менее прекрасна. Каждому свое…

Полный текст атласа и исследования: https://rf2035.net/books/2-05

УЧИТЕСЬ МЕЧТАТЬ! «Секреты Таллера» - приоткрываем завесу и делимся… Задавайте вопросы и подписывайтесь на канал.