После того как в 2017 году в России прошел показ фильма-фэнтэзи "Легенда о Коловрате" в российском обществе получили новую жизнь мнения о том, что монголо-татары были только злобной силой, которая и стала причиной гибели Руси.
Интересно что режиссером фильма был как раз таки потомок тех монголо-татар уроженец Узбекистана Джаник Файзиев
Но все это частности! А вот был ли в реальности легендарный русский богатырь Евпатий Коловрат?
Разберемся!
1. Во первых по легенде Евпатий Коловрат был послан в Чернигов с Ингварем Ингваревичем - сыном рязанского князя Ингваря Игоревича, чтобы просит помощи против монгол. Сама личность князя Ингваря Ингваревича легендарная и многими историками подвергается сомнению. Как и его отца. При этом официальным великим князем рязанским считался некто Юрий Игоревич - также полулегендарная личность.
Если все эти князья сами были "династическими фантомами", как их называли поздние историки, то личность Евпатия Коловрата практически легендарная.
2. Против Евпатия Коловрата, партизанившего в тылах монгол был послан военноначальник Хостоврул (или Христоврул).
Имя Хостоврул не монгольское и не тюркское. Насколько известно, до сих пор никто из историков не пытался объяснить его происхождение. По "Повести о разорении Рязани Батыем" он был сыном брата жены монгольского правителя Батыя. Однако никаких реальных упоминаний о Хостовруле в летописях нет.
3. Против Евпатия Коловрата, которого не могли убить монгольские войны были применены пороки (метательные орудия).
Одна эта вставка показывает, что легенда о Евпатии Коловрате была написана талантливым сценаристом. В стиле американских блокбастеров.
Зачем было подтаскивать в лесистой местности тяжелые орудия, когда воинов Евпатия могли просто засыпать стрелами? Даже если они укрепились на холме орудия не могли бы принести им большего вреда чем луки, которыми монголы умели пробивать любую броню на расстоянии 100 метров. И даже если луки не помогли бы то для деблокады тысячи русских бойцов достаточно было оставить столько же монгольских воинов.
Монголы берегли своих солдат и первыми в бой обычно посылали пленных или воинов из зависимых племен.
Все сведения о Евпатии Коловрате почерпнуты историками из "Повести о разорении Рязани Батыем". Сама повесть по самым смелым предположениям написана в первой половине 14 века, о чем есть упоминание в Новгородских летописях. Есть версия что повесть была написана в 1560 году.
Какой же смысл был заложен в повести, где все герои полу или легендарны?
Скорее всего это был упрек другим русским князьям, которые не послали войска в помощь рязанцам. Как раз именно этой помощи по повести просил Евпатий Коловрат у черниговского князя Михаила Черниговского.
А почему рязанцам отказали?
Согласно летописи, Михаил Черниговский не предоставил помощь, потому что «рязанские с ним на Калку не пошли».
Вот и ответ! Рязанцы не пошли воевать за других русских на Калку в 1223 году. То есть не хотели участвовать в союзническом походе в помощь половцам, которые и просили помочь им против монгол.
Другие русские князья не простили им этого. И монголы великолепно знали об этом. Вся Рязанская земля была полностью разорена и население или вырезано или уведено в полон.
Тот кто писал повесть не мог привести доводов в оправдание того, почему рязанцы не пришли на помощь к другим русским княжествам на Калке. Но ему хотелось показать свою обиду на то, что в свою очередь никто не пришел на помощь к рязанцам во время нашествия монголов. Так и был создан трагический образ Евпатия Коловрата - неудачливого посла и воина-одиночки, который сам и без помощи мстил монголам за разоренную рязанскую землю.
Это был скрытый упрек всем русичам, которые не смогли собраться воедино перед лицом грозного врага. И плач о рязанской земле, которую растерзали на глазах у всей Руси. И скорбь о том, что никто не пришел на помощь рязанцам, потому что они в принципе были не правы, не придя в свое время на помощь другим.
Но самого Евпатия Коловрата как реальной личности скорее всего не существовало. Это очень хороший литературный вымысел.