Найти в Дзене
Верблюд в огне

Как иркутские предприниматели изобрели новый продукт и зарабатывают на дикой ягоде

Оглавление

В 14 лет Александр Деев с друзьями организовал сбор и продажу груздей. Вырученных денег хватило только на спортивный костюм, но именно тогда к нему пришла идея использовать ресурсы леса. Он решил связать свой бизнес с дикоросами, когда в 2015-2017 гг. добровольцем тушил лесные пожары в Иркутской области. Деев осознал нерациональность природопользования в Прибайкалье: регион зарабатывает на экспорте леса, в то время как ежегодно собирается не более 10% ягод.

В 2018 году он открыл компанию «Дикая Сибирь», которая вышла на рынок с уникальным продуктом — пюре из таёжной ягоды без сахара и консервантов, — и стал его первым (и пока единственным) российским производителем. Казалось бы, исключительный продукт должен был взорвать рынок, а баночки с ягодным пюре — заполнить полки иркутских супермаркетов. Но продукт оказался востребован прежде всего у туристов и за пределами региона. Зато, как и рассчитывал Деев, у его бизнеса есть и природоохранная функция. «На лесных территориях появится тот, кто за ними приглядывает. Предпринимателю не выгодны пожары, кроме того, это защита от сплошных вырубок. К лесу относятся более внимательно», — рассказывает Деев.

О том, почему иркутяне пока не распробовали продукт «Дикой Сибири», в чем особенность ведения бизнеса в регионе и зачем Дееву крафтовая фабрика, предприниматель рассказал «Верблюду в огне».

Леса не только на экспорт

Для Александра поворотной точкой стало участие добровольцем в борьбе с пожарами в Иркутской области в 2015-2017 гг. Деев увидел богатства тайги, огромный биологический потенциал, — а Прибайкалье их не использует, за исключением древесины (область на 83% покрыта лесом). Тогда как другие сибирские регионы (в особенности Алтайский край и Томская область) уже давно зарабатывают на экспорте пищевых лесных ресурсов. «Исторически регион зарабатывал на пушнине, сейчас — на экспорте леса, сильной традиции собирательства никогда не было, что говорить о сегодняшнем дне. Но ресурсы огромны, так почему бы это не использовать? — размышляет Деев. — Дикоросы — возобновляемый природный ресурс, раз в 3-5 лет урожай на пике, а дерево растет 50-70 лет. Если грамотно организовать сбор, хранение и переработку ягод, в плюсе останутся все — и деревенские жители-сборщики ягоды, и кооперативы, и компании-переработчики, и регион в целом».

По официальным данным, в Иркутской области ягодники брусники, с которой в основном работает «Дикая Сибирь», занимают 1,6 млн га (это примерно 50% от общего числа ягодников). Средний биологический запас ягоды — 270 тыс. тонн, из них примерно половина (132 тыс. тонн) считается эксплуатационным запасом, при этом собирают только 13 тыс. тонн в год. При таком ресурсном потенциале в Прибайкалье поступает замороженная ягода из Карелии и Китая, что экономически невыгодно для региона, говорит Александр.

-2

Поэтому Деев решил начать своё дело по переработке таёжной ягоды. Доцент кафедры химии ИГУ Роман Житов летом 2018 года по просьбе Александра провел эксперимент с ягодой на лабораторном химическом оборудовании. Получились сухие и водные экстракты, брусничная паста без добавок. Деев понял, что паста может стать базовым продуктом в его будущей компании. Изначальная идея — делать пасту и продавать ее кафе и ресторанам, а также через сети магазинов здорового питания: ориентир был на людей здорового образа жизни.

-3
ПОЧЕМУ ДЕЕВ ВЫБРАЛ НАЗВАНИЕ «ДИКАЯ СИБИРЬ»
В названиях натуральной продукции часто используются слова Сибирь и тайга (см., например: 1, 2, 3, 4). Деев выбирал название из вариантов «Дикое сибирское», «Сибирские 100%» и т. п. Помогло обсуждение с коллегами из клуба «Байкальские стратегии»(предпринимательское сообщество; ищет прорывные стратегии развития региона), рассказывает предприниматель. Они пришли к выводу, что Байкал хорошо знают в России, но не за рубежом. Иностранцы (прежде всего из Китая, но также из Южной Кореи и Европы) позитивно реагируют на слова тайга и Сибирь — по ассоциации с чем-то натуральным, полезным, красивым. На одной из центральных улиц Гонконга, рядом с вывесками мировых брендов Деев увидел салон «Siberian Furs» — и выбрал для своей компании название «Дикая Сибирь»: оно полностью отражает концепцию и географию действий.

Стартапер стал повсюду искать инвестиции, но обращался только к частным лицам.

В результате переговоров с потенциальными инвесторами Деев нашел заинтересованного человека (имя не раскрывается): он выделил для стартапа 2,8 млн рублей. Деньги пошли на ремонт помещения, закупку оборудования и подбор команды. В августе 2018 года ООО «Дикая Сибирь» было зарегистрировано, а доли поделены между партнерами: 40% — у Деева, 60% — у инвестора (в базе данных СПАРК бенефициаром компании указан индивидуальный предприниматель из Краснодарского края Вячеслав Игошин. — Ред.).

Строить что-то новое для запуска бизнеса слишком дорого. Поэтому в июле 2018 года сняли бывшую кухню (60 кв. м) в столовой на улице Терешковой. Помещение было готово для производства пищевой продукции и соответствовало санитарно-гигиеническим нормам.

Важно было расположение: Деев говорит, не хотелось забираться в отдаленные районы. Там аренда дешевле (сейчас предприниматель платит 34 тыс. рублей в месяц), но было бы сложнее привлечь хороших специалистов для работы на производстве. Но площади уже не хватает: 3-этажные стеллажи заполнены готовой продукцией, немало места занимают холодильные камеры, оборудование для измельчения ягод и пастеризации тары. Недалеко от производства есть морозильный склад, в котором хранится сырье при температуре от -16 до -18 градусов.

-4
КТО РАБОТАЕТ В «ДИКОЙ СИБИРИ»
На производстве занято 10 человек. Закупку сырья координирует замдиректора по производству Наталья Сопина, с 30-летним опытом заготовки дикоросов. За производство отвечает технолог Баярма Мазарханова. Анастасия Дубровина работает на международном направлении и готовит экспортные контракты. В штате есть бухгалтер, логист. Работает несколько фасовщиков, приходят студенты-практиканты. Студентку ИРНИТУ, проходившую практику в этом году, решили пригласить в штат на должность младшего технолога.

Мануфактура в бывшей столовой

Ягодная паста готовится на германском диспрегаторе, который стоил (вместе с доставкой) 800 тыс. рублей. Опасались, что высокотехнологичное оборудование задержат из-за санкций, но через 4 месяца машина пришла. Диспрегатор создавался для измельчения и гомогенизирования в условиях химических лабораторий. Используя его на пищевом производстве, компания выпускает уникальный продукт: идеально измельченную пасту из целой ягоды. Такую структуру не получить ни в блендере, ни в кухонном комбайне. Это фишка компании: переработанную ягоду без добавок, консервантов и сахара больше никто не продает. Обычно производители варенья и джемов протирают их с сахаром.

-5

Сначала продукцию фасовали в ведёрки по 1 кг для местных ресторанов и кафе. Первым покупателем стал семейный ресторан «Арлекино». В декабре стали расфасовывать в стеклянные баночки по 35 г. По гипотезе Деева, это оптимальный объём, который помогает надолго сохранить свежесть продукта. Срок годности пюре при комнатной температуре — 6 месяцев. Технологи прогнозируют, что оно простоит гораздо дольше. Ведутся эксперименты по срокам хранения: первые образцы продукции каждый месяц открывают и проверяют. Тару стерилизуют в пароконвектомате (профессиональном кухонном тепловом оборудовании): 15-20 минут идет пастеризация водяным паром при температуре 90 градусов. Свойства ягоды также способствуют ее долгому хранению, ведь в ней есть собственные консерванты — бензойная и хинная кислоты.

-6
ВО СКОЛЬКО ОБХОДИТСЯ ЯГОДА
Производитель может покупать ягоду круглый год, но разница в цене бывает существенной, рассказывает Деев. В сезон за 1 кг брусники отдают 200 рублей, а весной цена может подняться и вдвое, как случилось в нынешнем мае, — в этом году спрос превысил предложение. Оптовые цены на чернику и клюкву держались примерно на одном уровне (200-300 рублей). Дешевле облепиха — она стоит 80-100 рублей и 150 рублей в несезон.

Собранная клюква должна быть заморожена в первый месяц, брусника — в первую неделю, а черника — в ближайшие дни. На мануфактуре (Деев употребляет это название, потому что используется ручной и машинный труд) ягода перерабатывается сразу после размораживания. Сырье закупают не только в Иркутской, но и в Томской области, Красноярском крае, Бурятии и Якутии. В этом году мануфактура приобрела около 30 тонн сырья. В новом сезоне планируется закупить 240-330 тонн.

Почему сибирская ягода ценится больше за пределами Иркутска

Мануфактура выпустила маленькие баночки с ягодной пастой в декабре прошлого года, но оказалось, что предпраздничное время выбрано неудачно: потребитель не проявил внимания к новинке. Увы, дальнейшие попытки наладить розничную торговлю в Иркутске тоже были не слишком удачны: иркутяне не особо оценили продукт. Почему? Возможно, им дорого платить 120-150 рублей за баночку в 35 граммов, хотя она и эквивалентна 100 граммам варенья. Импортный джем за ту же цену купят более охотно. За много лет сформировалась привычка потребления чужой готовой продукции, считает Деев: «Долгие годы мы не вкладывались в производство. Так сложилось, что мы не ценим свою продукцию, свою землю и то, что она даёт нам, зато считаем, что импорт лучше по качеству, а покупать привозные товары, особенно заграничные, — это признак достатка».

В Иркутске продукцией «Дикой Сибири» торгуют магазин «Эко-польза», сувенирные лавки, интернет-магазин «Ирмаг». Во время маркетингового исследования нашли партнера — компанию «Элит Трейд»: она поставляет ягодное пюре в иркутские гостиницы, кафе и рестораны. С февраля более 50% продаж идет через этого дистрибьютора. За время работы успел появиться совместный проект — «Гид по сибирской кухне», который пропагандирует местную кухню, расширяя возможности для бизнеса не только с дикоросами, но также с рыбой, дичью, мясом.

ЧТО ТАКОЕ «ГИД ПО СИБИРСКОЙ КУХНЕ»
Это гастрономический проект, где собраны аутентичные сибирские блюда, которые подаются в местных ресторанах и кафе. Гид существует в виде карманной карты-буклета, а также онлайн-версии. Проект стартовал зимой 2019 года.
Проект ориентирован по большей части на туристов (ежегодно Прибайкалье посещает около 1,5 млн туристов): представлены блюда традиционной сибирской кухни, которые подают в ресторанах Иркутска. Для кафе и ресторанов, где пюре используют в выпечке, для изготовления напитков и соусов, мануфактура Деева делает другой продукт: ягоды перетирают без кожицы на протирочной машине. Получается однородное пюре без взвешенных частиц. На мануфактуре готовый продукт фасуют в пластиковые контейнеры по 1 кг, они есть и в розничной торговле.
-7

Рассуждая об особенностях регионального бизнеса, Деев отмечает, что рынок в Иркутске инертный, а бизнес слишком размеренный во всем, от заказа упаковки до сбыта готовой продукции. «Новую упаковку для товара нам делают в течение полутора недель, а в Москве, например, она будет готова через 3 дня», — делится предприниматель. Он замечает, что местные дилеры осторожно относятся к новинкам, поэтому «Дикая Сибирь» планирует выходить на крупных партнёров, как METRO. Сейчас продукция «Дикой Сибири» проходит сертификацию. «Мы полгода исследовали рынок с готовым продуктом. Оказалось, сибирскую продукцию гораздо больше ценят далеко за пределами Сибири, но не в её границах. Так что большую часть продукции будем продавать не здесь, к сожалению. Таковы рыночные реалии», — рассказывает Деев. С этим пониманием пришла другая практика взаимодействия с дилерами: ужесточили ценовую политику, убрали поставку под реализацию. Вместо этого компания будет давать пробную партию на первые 2 недели, а затем выставлять счёт. При 100 % предоплате (минимальный заказ — 10 тыс.рублей) организуют новые отгрузки (теперь только самовывоз). Последней каплей стал недавний случай: «Через Фейсбук — так сказать, по знакомству — мне сделали заказ на 20 тыс. рублей. Я выставил счёт и самолично привёз товар. Через неделю звонок: заберите, пожалуйста, свою продукцию. У человека что-то не сложилось, бывает, но меня возмутило пренебрежение к моему личному времени и трудозатратам команды», — говорит Александр.

По наблюдениям предпринимателя, чем дальше от Иркутска — тем выше интерес к продукту. Например, в столице ягодная паста стоит на 100 рублей дороже. Работают пока небольшими объёмами с BAIKALSEA Company: в своем интернет-магазине она продаёт ягодную пасту за 240 рублей.

-8

На полки био-супермаркетов Европы и Азии компания «Дикая Сибирь» планирует попасть с помощью участия в экспортной программе «Made in Russia» при поддержке правительства. По словам Деева, компания уже готовится к выходу на зарубежный рынок: переводится сайт, создается презентация для выставки в Германии. Деев отмечает, что в первую очередь необходимо решить вопросы по сертификации продукции: международная система сертификации Organic, которая содержит стандарты органической продукции, выращенной человеком, не совсем подходит для «Дикой Сибири», поскольку в ней нет стандартов для пищевых природных ресурсов. Ассоциация «Дикоросы», председателем которой является Александр Деев, занимается продвижением добровольной сертификации Wild. Главная сложность в том, что растения, произрастающие в естественных условиях, меняют свои свойства в зависимости от окружающей среды, — соответственно, возникают проблемы со стандартизацией качества, ведь многие факторы невозможно контролировать. Но сертификация необходима. Есть задумка объединить страны, совместный объём леса которых составляет 50% от всего, что есть на Земле, и создать систему сертификации на дикоросы, рассказывает Деев. В список таких стран входит Россия (22% мировых лесов), Бразилия (14,1%), Китай (4,2%), Конго (3,5%), Индонезия (2,7%), Перу (2,1%) и Индия (1,95%). Деев замечает, что это не будет стоить «космических» денег, если задействовать отраслевые сообщества. Сейчас организация активно сотрудничает с ассоциацией малых землепользователей Киргизии, помогая им искать каналы реализации их продукции в России. Вообще, констатирует Деев, у заготовителей, переработчиков и в целом в отрасли есть много проблем и задач — из-за несовершенного законодательства, отсутствия технологий и современного подхода.

КАК НЕДАВНЕЕ НАВОДНЕНИЕ СКАЗАЛОСЬ НА ОТРАСЛИ ДИКОРОСОВ
Некоторые заготовители, имеющие леса в аренде, из-за наводнения не могут попасть на свой участок и даже потеряли уже заготовленное сырье, рассказывает Деев. Если сельхозпроизводители получат компенсацию за потерянный урожай, то неизвестно, что будет с заготовителями. Поэтому государство должно одинаково подходить к проблемам сельского хозяйства и отрасли заготовки, считает предприниматель.
В конце июня на совещании у президента Владимира Путина в Братске замминистра сельского хозяйства говорил, что деньги пострадавшим от наводнения аграриям будут доведены. 30 июля правительство выделило на это 180 млн рублей.

Бизнес на страже леса

В целом, на сегодняшний день динамика роста компании позитивная, говорит Деев: продажи постепенно растут, каждые 2 месяца фиксируется прирост примерно в 2 раза. За первые 2,5 месяца работы выручка компания чуть ниже 1 млн рублей. Менее чем за год выручка составила около 13 млн рублей. Рентабельность на уровне стандартного производственного предприятия — около 40%, иначе производство пришло бы к постепенному упадку, считает Деев. Натуральное хозяйство требует больших вложений: например на обновление или замену внезапно вышедшего из строя оборудования. Окупить вложения он планирует в этом году, а дальше — привлекать следующий раунд инвестиций для расширения производства и выпуска новой продукции.

-9
АЛЕКСАНДР ДЕЕВ, генеральный директор компании «Дикая Сибирь»
«Современный бизнес так устроен, что предприниматель постоянно находится в займах и поисках инвестиций, потому что мы не делаем инновационные вещи с тысячными процентами заработка, а ведём традиционный бизнес с более или менее ровной маржинальностью и рентабельностью»

Но несмотря на позитивную динамику, ожидания не оправдались: к сегодняшнему дню мануфактура не вышла на объём продукции, который планировался еще 3 месяца назад. Слабое место, по словам Деева, было в продвижении, конкретнее — в неправильном подборе специалистов на соответствующие должности. Маркетологи рисовали красивые и амбициозные планы, но не справлялись с работой «в поле», сталкиваясь с инертностью как предпринимательского сообщества, так и консультантов на местах. В итоге при договоренности с собственником бизнеса и организации поставок люди на местах (например официанты в ресторанах или продавцы в сувенирных лавках) не могли рассказать, какой продукт они предлагают, в чём его основная ценность. Команду по продвижению руководитель компании сменял дважды, наконец решил сократить отдел (он стоил компании 100-200 тыс. рублей ежемесячно) и поменять модель продаж — временно сделать упор на дистрибьюторов. Но Деев не отказывается от отдела продвижения. Он делает ставку на молодых специалистов без опыта: они «с горящими глазами пойдут вброд там, куда опытный специалист не рискнёт нырнуть».

На производстве сейчас выпускают несколько видов продукции: ягодную пасту и пюре, а также ягодные сиропы, — всего около 20 наименований. Пока мануфактура работала только с брусникой, клюквой и черникой, но в этом сезоне закупят облепиху, жимолость и голубику. Готовят к запуску новинки — вяленую ягоду и пудру. Сейчас «Дикая Сибирь» экспериментирует с конфетами, первые образцы уже прошли испытания и понравились дегустаторам. В дальнейшем рассчитывают достигнуть показателя в 1 тыс. наименований продукции.

-10

Если в ближайшем году планируется переработать около 300 тонн сырья, то к 2024 году показатель увеличат до 1 тыс. тонн дикоросов, причём не только ягод, но также грибов и орехов. Деев отмечает, что это небольшая величина, например по сравнению, с группой компаний «РусБиоАльянс», имеющей производственные площадки в Карелии, Республике Коми, Архангельской, Вологодской областях и выпускающей более 50 тыс. тонн готовой продукции ежегодно. Но у предпринимателя нет тяги к наращиванию объёмов. По его словам, больше нравится крафтовая компания, а не огромный завод: интереснее вложиться в качество и уникальные характеристики продукта.

Бизнес, связанный с дикоросами, по мнению предпринимателя, имеет социальную и природоохранную функцию. «Сейчас мы перерабатываем столько сырья, сколько собирает 70-150 человек за сезон. Если компания начнёт реализовывать 1 тыс. тонн продукции, то 2 тыс. человек получат дополнительный заработок (один человек собирает за месяц 500 килограммов ягоды). Ягоду закупают в среднем по 150 рублей за килограмм, — это 75 тыс. рублей заработка для собирателя. Но из-за трудностей со сбытом люди не всегда охотно занимаются собирательством. Они должны видеть потребность в своей работе, должны быть уверены, что ягоду у них купят. Мы решили организовать для них сбыт и убедить, что он будет постоянным, долгосрочным и потребность в сырье будет только расти», — говорит Деев. — Если активно и масштабно заниматься дикоросами, то это может стать и природоохранной деятельностью: на территории появится тот, кто за ней приглядывает. Предпринимателю не выгодны пожары, кроме того, это защита от сплошных вырубок. К лесу относятся более внимательно».

В долгосрочных планах гендиректора «Дикой Сибири» — строительство в Иркутске новой мануфактуры, красивого здания из кирпича с современным архитектурным подходом, но в то же время с учетом традиций (в дальнейшем здание Деев хотел бы подарить городу). Предприниматель надеется, что строительство начнется через 10 лет или чуть раньше.

У предпринимателя есть идеи по культивированию ягоды: предположительно в районе Зимы, Тулуна, возможно, Черемховского района будут разбиты ягодные сады, чтобы привлекать туристов. Но это произойдет лет через 5, не раньше.

Автор: Екатерина Фалалиева