Найти тему
Train and Brain

ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО - Эксперты говорят! После 2020 года в наземном транспорте России появится восемь новых профессий.

По оценке Агентства стратегических инициатив, после 2020 года в наземном транспорте России появится восемь новых профессий. Основной тренд − развитие интеллектуальных систем в управлении движением и транспортными средствами. Насколько российские железнодорожные вузы готовы к выпуску специалистов будущего?

Наталья Плетенецкая

заместитель генерального директора ГК «ЛокоТех» по персоналу и организационному развитию

Реальному производству в первую очередь не хватает грамотных инженерных кадров. Результат прошедшего десятилетия — депопуляризация технических специальностей. Буквально в последние несколько лет все наконец поняли, что экономисты и юристы не создадут прорывных технологий, которые необходимы государству. Для развития страны нужна инженерная база. Бизнесу не хватает людей, которые готовы мыслить по-другому, принять на себя новые требования, примерить непривычные роли. Необходимы новый тип мышления, умение адаптироваться к новой специализации и активно использовать информационные технологии во всех сферах производства.

Бизнес и технологии уже изменились, теперь необходимо изменить и подготовку персонала. Компетенции специалистов должны соответствовать требованиям времени и запросам компаний, в которых им предстоит работать. Вузам важно понять, что нужно бизнесу, активнее взаимодействовать с предприятиями, услышать наш запрос и адаптировать под него программы и методики обучения. Не секрет, что техническому образованию в России необходимы стремительный рывок, скорейшее внедрение новых практик. Измениться должны в первую очередь сами преподаватели. Доступ к информации сегодня настолько велик, что нужно просто задаться целью быть в курсе всех тенденций.

ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Человечество становится все более мобильным и предъявляет все больше требований к скорости, безопасности, комфорту и экономичности передвижений. В перспективе нас ожидают цифровая логистика, автоматизированное управление движением, «умные» дороги с датчиками состояния и солнечными батареями, сверхпрочные конструкции и высокотехнологичная обшивка транспорта.


АРХИТЕКТОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
разрабатывает программное обеспечение для беспилотного транспорта, контролирует автоматизированные системы управления транспортным потоком.


СТРОИТЕЛЬ «УМНЫХ» ДОРОГ
выбирает и устанавливает адаптивное дорожное покрытие, разметку, знаки с радио­час­тотной идентификацией, системы наблюдения и датчики состояния дороги.


ПРОЕКТИРОВЩИК ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
разрабатывает схему высокоскоростного железнодорожного движения с учетом особенностей территории и климатических условий.


ПРОЕКТИРОВЩИК ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ
разрабатывает системы пересадки с одного вида транспорта на другой, рассчитывает износостойкость и пропускную способность грузов и пассажиров.


ИНЖЕНЕР ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ
анализирует информационные, экологические и технологические угрозы для работы транспортных сетей, доставки грузов и пассажиров.


ПРОЕКТИРОВЩИК КОМПОЗИТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
разрабатывает конструкции из композитных материалов с заданным весом, уровнем прочности и износостойкостью.


ПРОЕКТИРОВЩИК ТРАНСПОРТНЫХ РЕШЕНИЙ
обеспечивает обслуживание грузовых и транспортных узлов со стыковкой транспорта разного типа.


ОПЕРАТОР КРОСС-ЛОГИСТИКИ
выбирает оптимальный способ доставки грузов и пассажиров разными видами транспорта, контролирует движение потоков и проходимость транспортных узлов.

Будни российский вузов

-2

ДМИТРИЙ КУРИЛКИН

заведующий кафедрой «локомотивы и локомотивное хозяйство» Петербургского государственного университета путей сообщения


Мы просто не можем открывать новые специальности, которые выходят за рамки образовательных стандартов, даже коммерческое обучение требует работы по стандарту. Если специальности официально не существует, вуз не сможет выдать диплом о высшем образовании, сколько бы ни заплатил работодатель за своих студентов. Наших выпускников приглашают на практику, причем на оплачиваемые рабочие места, спасибо работодателям за такую возможность. А основная проб­лема — отсутствие целевой подготовки от предприятий. Такие программы были бы очень важны и полезны.

-3

АЛЕКСЕЙ СКРЕБКОВ

доцент кафедры «электропоезда и локомотивы» Российского университета транспорта

Одна из наших новых специализаций — высокоскоростной наземный транспорт, в этом году мы открыли магистратуру. Для железнодорожной отрасли очень актуальны переподготовка специалистов и второе высшее образование. В нашем взаи­модействии с компаниями можно выделить три направления: научно-исследовательские работы, совместные конференции, обучение студентов по целевым программам и повышение квалификации сотрудников. Наши студенты проходят практику на предприятиях, а молодые специалисты защищают диссертации на базе университета. Мы, как научная организация, предлагаем более теоретизированные проекты, но бизнесу зачастую требуется сугубо техническое решение, совместными усилиями находим точки соприкосновения.

-4

ОЛЕГ ПУДОВИКОВ

заведующий кафедрой «электропоезда и локомотивы» Российского университета транспорта

Наш университет получил официальное письмо от департамента управления персоналом одного из крупнейших работодателей с пожеланием включить в учебную программу несколько новых направлений. Среди них — цифровая экономика, большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, система распределенного реестра, квантовые технологии, блокчейн, промышленный Интернет, компоненты робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности. Конечно, это заявка на перспективу, но мы так или иначе уже сегодня реализуем эти направления в существующих дисциплинах, включаем в программу новые компоненты. Перечень компетенций нашего выпускника прописан
в образовательном стандарте Министерства образования и науки. Чтобы внести изменения в стандарт, потребуется несколько лет. Быстрее корректируются бакалавриат и магистратура: здесь нет четкого перечня направлений, сам университет может разрабатывать учебные программы.

-5

ВЛАДИМИР КОЛЕСНИКОВ

президент Ростовского государственного университета путей сообщения

Большинство компаний заняты текущими делами и думают, что специалистов, как и прежде, будут выпускать на конвейере, потом доучатся, если придется. Но на самом деле профессионалов нужно готовить уже сейчас и задумываться о перспективе на 15−20 лет вперед. Бизнесу важно быть ближе к вузам, предлагать программы и технологии, которые нужны конкретным предприятиям, заботиться о подготовке кадров. Сегодня наука выживает за счет грантов. Нужно самим компаниям заключать договоры на разработку новых технологий, искать новые пути, развивать международную кооперацию, активнее сотрудничать с зарубежными партнерами. Нам просто необходимы профессиональные менеджеры по инновациям и продвижению новых технологий. в образовательном стандарте Министерства образования и науки. Чтобы внести изменения в стандарт, потребуется несколько лет. Быстрее корректируются бакалавриат и магистратура: здесь нет четкого перечня направлений, сам университет может разрабатывать учебные программы.

-6

ВИТАЛИЙ АСАБИН

первый проректор Самарского государственного университета путей сообщения

В отдельных вопросах бизнес и высшая школа идут параллельными путями, но не совместно: не хватает диалога, не всегда наши возможности применяются в практической плоскости. В век цифровых технологий мы, конечно, должны идти в ногу со временем. В числе наших новых направлений, например, робототехника, информационная и транспортная безопасность. Мы готовы меняться, предлагать самые разнообразные образовательные услуги – все, что необходимо отрасли. В нашем вузе работает проректор по связям с производством, его задача – чувствовать и понимать, что происходит в бизнесе, оперативно реагировать на потребности предприятий. Сегодня тренд однозначно в сторону инженерных специальностей, средний бал наших абитуриентов стабильно растет. Мы можем предоставить выпускникам работу, и это основной аргумент в пользу наших профессий.
в образовательном стандарте Министерства образования и науки. Чтобы внести изменения в стандарт, потребуется несколько лет. Быстрее корректируются бакалавриат и магистратура: здесь нет четкого перечня направлений, сам университет может разрабатывать учебные программы.

-7

АЛЕКСЕЙ ОРЛЕНКО

директор Красноярского института железнодорожного транспорта

У нас один из самых мощных полигонов среди вузов железнодорожного транспорта, мы проводим интерактивное обучение в виде деловой игры с участием студентов из всех служб реальной железной дороги. Инновационных специальностей не открываем, даем базовое железнодорожное образование и стабильно обеспечиваем кадрами Транссиб. Конечно, к нам приходят новые электровозы (знаменитый «Ермак» обкатывался на нашей дороге), даем знания, которые необходимы для обслуживания нового подвижного состава. Каждый преподаватель в начале учебного года корректирует программу, вводит новые лекции и практические занятия. Этого достаточно для изучения цифровых технологий и новых материалов. Специальности на перспективу должны быть, но обучение нужно проводить точечно, там, где такие профессии востребованы. Новые технологии обычно вводятся в столичных регионах, а уже затем удачный опыт тиражируют по всей стране.
в образовательном стандарте Министерства образования и науки. Чтобы внести изменения в стандарт, потребуется несколько лет. Быстрее корректируются бакалавриат и магистратура: здесь нет четкого перечня направлений, сам университет может разрабатывать учебные программы.

-8

СЕРГЕЙ ШАНТАРЕНКО

проректор Омского государственного университета путей сообщения

Сегодня среди новых направлений у нас есть робототехника и мехатроника, в программу подготовки специалистов уже включены современные материалы, автоматизация и управление производством. Активно обсуждается инновационная экономика, новые подходы к менеджменту и организации производственных процессов. Зная проблемы бизнеса, мы их стараемся решать. Вузовской науке просто необходимо быть на передовой производства: без практики развития не будет. Недавно китайские коллеги решили готовить своих выпускников у нас: три года в Китае, завершающий этап в России и двойной диплом. Иногда нашему бизнесу, к сожалению, не хватает подобного умения смотреть вперед.

-9

Вам понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал - у нас много уникального контента, который мы пишем сами, без дублирования! Будьте с нами!