Многие недовольны работой своих управляющих компаний и жалуются на них в прокуратуру, Госжилинспекцию, губернатору и даже президенту. Но сведения из жалоб далеко не всегда подтверждаются. Одна управляющая компания обиделась на собственника, чья жалоба оказалась необоснованной, и через суд потребовала от него извинений.
Как поссорились управляющая компания и собственник помещения
Собственник квартиры в одном из многоквартирных домов, коих великое множество на просторах нашей необъятной Родины, пожаловался на свою управляющую компанию. Жалобу направил в прокуратуру и самому губернатору.
Деятельность управляющей компании проверили, но не нашли никаких нарушений. Сведения из жалобы не подтвердились. О чем она была, история умалчивает.
Управляющая компания претерпела великую обиду и пошла искать правду в суд — подала иск о защите деловой репутации.
Возможность заявить такой иск дает ст. 152 ГК РФ. Если ответчик не докажет, что сведения соответствуют действительности, то суд обяжет его опубликовать опровержение.
Суд первой инстанции в иске отказал. Апелляция пожалела УК, удовлетворила иск и обязала обидчика принести письменные извинения и разместить на информационных стендах нескольких многоквартирных домов опровержение своей жалобы.
Тут уже возмутился собственник и пошел на поклон подал кассационную жалобу в Верховный суд РФ.
На обиженных воду возят или что сказал ВС РФ
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила решение апелляции.
Коллегия покрутила пальцем у виска напомнила, что кроме ст. 152 ГК РФ есть ст. 23, 29 и 33 Конституции РФ.
При рассмотрении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации суды должны обеспечить баланс между правом на защиту деловой репутации и другими гарантированными Конституцией правами и свободами — свободой мысли, слова, массовой информации. И правом на обращение в госорганы.
Если гражданин пожаловался в контролирующие органы, но сведения из обращения не подтвердились при проверке, то привлечь его к ответственности по ст. 152 ГК РФ нельзя. Он реализует таким образом свое конституционное право на обращение в органы власти.
Те, в свою очередь, в силу закона и по долгу службы обязаны проверить поступившую информацию.
Привлечь к ответственности гражданина можно, если его обращение не имело под собой никаких оснований и он хотел не исполнить свой гражданский долг и защитить свои права, а причинить вред другому лицу (п. 1, 2 ст. 10 ГК РФ). А это еще надо доказать.
Еще один момент: ст. 152 ГК РФ не предусматривает извинение в качестве способа судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации.
По сути решение суда апелляционной инстанции — это принуждение ответчика к отказу от собственного мнения, что нарушает ч. 3 ст. 29 Конституции РФ.
✔️ Судебный акт: Определение ВС РФ от 23.04.2019 по делу № 18-КГ19-27
Мораль истории: обращение в госорганы с жалобами на нарушение закона организациями, чиновниками и другими лицами не может быть основанием для иска о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Единственное исключение — подача жалобы с намерением причинить вред, а не защитить свои права.
👍 Было интересно и полезно? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы.
С уважением, Альберт Садыков (опубликовано: 02.08.2019)