В цикле «Мир Полудня» авторы рассказывают нам о мире победившего коммунизма. Этому ещё сильно удивляется один из прибывших на «Таймыре» космонавтов. Но, по Стругацким, коммунизм победил, всё стало хорошо, все довольны и все счастливы. Тем не менее, не всё было так гладко…
В книге «Стажёры», есть глава «нищие духом» – про горнодобывающую станцию, которую посещает с инспекцией Юрковский. Там вскрылись факты с нарушением условий труда и тому подобные вещи. Люди гробили себя в шахтах, стараясь побольше заработать. Разумеется, Юрковский своей властью станцию закрыл, начальство разогнал, но среди рабочих это не было популярным решением – эти люди сознательно шли на такую работу, чтобы заработать. И ничего больше они не умели. Запомним это.
В книге «Хищные вещи века» речь идёт о событиях, которые произошли сильно позже того полёта «Тахмасиба». Иван Жилин, бывший бортинженер корабля, теперь работает на некую «Контору», которая занимается чем-то вроде безопасности. Он прибывает в курортный город, так как агент оттуда сообщил о некоем страшном оружии под названием «слег». Это и становится завязкой сюжета.
Сама по себе книга описывает «цивилизацию потребления» – люди не работают, их интересуют лишь развлечения и острые ощущения. Тем не менее, иногда Жилин вспоминает о событиях войны, в которой он принимал участие. Это была довольно жестокая война, последняя на Земле. Победили в ней условные «хорошие», к которым относился и Жилин. И вот теперь, наблюдая за жизнью этих людей, среди которых модным считается обсуждать некий сериал (сцена в парикмахерской), ходить на дискотеки с галлюциногеном, и делать прочие «замечательные» вещи, Жилин думает, а стоило ли ради всего этого воевать? Более подробно, обо всём этом повествует книга, к которой Аркадий и Борис Стругацкие не имеют прямого отношения. Тем не менее, её действие происходит примерно в то же время, что и в «Хищных вещах века». Это «изнанка» того мира, о котором писали Стругацкие. И, несмотря на достижения Человечества, сами люди мало изменились…
Итак, роман Валерия Большакова, «Ганфайтер: огонь на поражение». Книга повествует о том, что именно произошло с людьми после того, как коммунизм (по версии братьев Стругацких) победил на всей планете. С одной стороны, всем стало хорошо – почти всё производство стало высокотехнологичным, человека почти везде заменили роботы и «умная автоматика». Все стали счастливы. Помните, как в той песне, «Позабыты хлопоты, остановлен бег - Вкалывают роботы, а не человек». С одной стороны, это так. Человека вывели из системы физического труда, дав ему возможность развиваться духовно и морально. Но, что, если не все хотят это делать – развиваться духовно и морально? Но, Человечество решило позаботиться и о них. Бесплатная пища, возможность путешествовать и получать удовольствие – тоже бесплатно. Казалось бы, наступил рай на Земле. И что, что бесплатная пища – сплошь синтетика? Она совершенно идентична натуральной, богата всеми нужными витаминами, микроэлементами и прочим, она даже лучше натуральной! Но… дело в том, что натуральную пищу можно есть лишь тем, кто работает. Тем, кто, потеряв основную работу, с которой его (или её) сократили по причине ввода роботов или другой автоматики, решил не сидеть дома, довольствуясь бесплатным минимумом, а начал что-то делать. Переучился, пошёл туда, где его труд, знания и умения будут востребованы. В общем, решил работать и дальше…
И мир раскололся на две части – тех, кто решил работать и дальше, и тех, кто решил, что жить «нахаляву» гораздо лучше. До поры до времени, всё было нормально, но потом те, кто не работал, стали завидовать тем, кто работал. «Почему я ем синтетический бифштекс, а он – натуральный? И неважно, что мой – более полезный для организма, у него-то натуральный!», «Почему я пью искусственное пиво, от которого не могу даже опьянеть, а в магазине для работающих можно получить натуральное? Да, оно вредное, но от него пьянеют!». Да, большая часть претензий была именно такого рода, но… учитывая, что почти все неработающие люди в сюжете романа были, скажем так, не обременены «излишним» интеллектом, им этого хватало, чтобы начать нападать на тех, кто по их мнению, жил лучше них. А то, что эти люди много работали для того, чтобы получить всё это – их мало волновало. И тогда волевым решением правительства были созданы так называемые «Зоны освоения» – места, где было много относительно простой, ручной работы. Работы для тех, кто этой работы не боялся, кто был готов трудиться, чтобы нормально жить. В «Зоны освоения», расположенные, преимущественно, в морях и океанах, потянулись люди. Кто-то, чтобы работать, кто-то, чтобы жить за чужой счёт. Да, «Зоны освоения» чем-то напоминали Дикий Запад США – были те, кто хотел работать, чтоб кормить себя и своих близких, и были те, кто хотел отнять всё у тех, кто работал…
Слабость централизованной власти, её неспособность контролировать то, что происходило в Тихоокеанской Зоне освоения, где и разворачивается действие романа, привело к тому, что на территории ТОЗО было разрешено свободное использование оружия. Снова появились, как и на американском Диком Западе, стрелки-любители, которые умели метко стрелять, выхватывая оружие из кобуры. Только теперь это были не револьверы, а вполне себе, бластеры… Конечно, были в ТОЗО и закон, и его представители – шерифы и маршалы, только вот, если представитель закона что-то мог сделать в пределах города – то что он может сделать на территории в несколько сотен квадратных километров океанской глади? Что он мог сделать под водой? Территория огромная, людей, чтобы следить за ней, не хватает, в бандах же, напротив, людей хватает… В общем, настоящий Фронтир…
Главный конфликт книги – в противостоянии двух человек, Тимофея Брауна, которого выучил метко стрелять его друг, и Айвена Новаго, который отправился в ТОЗО, чтобы отомстить Брауну за то, что тот при самозащите застрелил одного из его подельников. Но, если Браун едет в ТОЗО, чтобы начать жизнь заново, работать, делать что-то полезное, то Новаго собирает банду, чтобы творить разные нехорошие дела. Он без колебаний убивает всех, кто ему не нравится, кто пытается дать ему отпор…
Сам сюжет совершенно не похож на стиль братьев Стругацких, и не только потому, что роман принадлежит к жанру «экшн». Да, Аркадий и Борис Стругацкие экшна почти не писали, так как основным у них были, так называемые «приключения духа», описанные еще в «Понедельнике…». Этот же роман – сплошные «приключения тела». Но, этот роман, «Ганфайтер: огонь на поражение», нужен, чтобы понять, как именно Человечество миновало эру «Хищных вещей века» и перешло к тому Миру Полудня, который показан в книге «Возвращение. Полдень. XXII-Й век». И из книги можно сделать очень интересный вывод – нельзя сделать людей счастливыми насильно. Нельзя просто взять – и сделать так, что вся работа станет лишь высокотехнологичной. Если избавить людей от необходимости работать, то получится именно так, как было в «Хищных вещах» и «Ганфайтере» – да, кто-то сможет найти себя в таком новом мире. Кто-то решит, что надо переучиться на новую, востребованную специальность, а кто-то решит, что не работать гораздо лучше. Да, работа бывает разная. Кто-то считает, что настоящая работа – это весь день стоять у станка, или делать ещё что-то руками. Но кто-то должен делать и другую работу. Прежде, чем рабочий будет делать деталь, её надо придумать, надо сделать проект – и по нему уже работать. Кто-то должен налаживать станок, кто-то должен писать для него софт (если станок управляется компьютером), кто-то должен следить за сетью предприятия… А в случае тотальной автоматизации, без работы останется кто? Верно, тот, кто стоит у станка.
Так что, же, тотальная автоматизация не нужна? Отчего же, нужна. Только проводить её надо так, чтобы избежать того, что было описано в «Ганфайтере». Сначала нужно решить, куда деть большое количество высвободившихся рабочих рук, придумать, чем их занять. На самом деле, то, что было описано с этой ТОЗО (Тихоокеанской зоной освоения), придумано было хорошо, но слабая централизованная власть породила разгул бандитизма. Собственно, этот разгул, как показал сюжет книги, был власти выгоден…
Ну и, по традиции, стоит ли читать эту книгу? Внезапно – да. Несмотря на то, что автор то и дело описывает разного рода «прелести» женщин, окружающих главного героя, несмотря на весьма «некрасивые» и однообразные описания любовных сцен, книга порой просто завораживает описаниями живности, в основном – кашалотов, подводными сценами, интересными персонажами и интригой.