Павел Луспекаев — актер одной роли, но роли гениально сыгранной. Его Верещагин стал одним из самых любимых советским народом киногероев, а перед мужеством реального человека хочется склонить голову. Он прожил всего 42 года, почти половину из которых сражался с тяжелым недугом за право заниматься любимой профессией.
Павел Борисович Луспекаев (при рождении — Павел Багдасарович Луспекян) родился 20 апреля 1927 года в городе Луганске на Украине (по другим источникам, местом его рождения является село Большие Салы в Ростовской области). Его отец — Багдасар Гукасович был армянином, а мать — Серафима Авраамовна Ковалева — донской казачкой (хотя ее отчество вызывает в этом некоторые сомнения). Закончив начальную школу, Павел поступил в Луганское ремесленное училище, вместе с которым эвакуировался во Фрунзе, когда началась война с Германией.
Военные годы
Луспекаев ушел добровольцем на фронт в 1943-м году будучи совсем еще мальчишкой — в 15 лет. Попал в партизанский отряд и сражался наравне со взрослыми мужчинами. Во время одного из боев получил серьезное ранение: разрывная пуля раздробила ему локоть. В Саратовском военном госпитале, куда привезли юношу, хирург принял решение ампутировать руку, но Павел, превозмогая боль, сумел убедить врача попытаться ее сохранить. К счастью, это удалось. Выздоровев, Луспекаев продолжил службу в штабе партизанского движения 3-го Украинского фронта, а в 44-м году демобилизовался.
Начало творческого пути
Павел вернулся в Луганск и устроился в труппу местного драматического театра, в котором прослужил 2 года (удивительно, как ему это удалось без какого-либо образования и опыта). В 1946 -м году молодой человек приезжает в Москву и поступает в Щепкинское театральное училище на курс Константина Зубова. Несомненное дарование абитуриента заставило приемную комиссию закрыть глаза на его южный акцент, грубые манеры и … татуировки на обеих руках (вскоре, Луспекаеву пришлось их вывести — преподаватели просто отказывались пускать его в аудиторию). Закончив учебу, Павел очень надеялся попасть в труппу какого-либо столичного театра, но за 4 года ему так и не удалось избавиться от своего акцента. Из Москвы пришлось уехать.
В 1950-м году Луспекаев поступает на службу в Тбилисский театр русской драмы. Он быстро становится одним из самых заметных актеров и обращает на себя внимание кинематографистов с киностудии Грузия-фильм. Павлу предлагают небольшие роли сразу в двух кинофильмах — “Они спустились с гор”(1954 г.) и “Тайна двух океанов” (1955-56 г.). К сожалению, ни картины, ни дебют Луспекаева большого успеха не имели.
Режиссер Леонид Варпаховский (отец Анны Варпаховской), работающий в одно время с актером в Тбилисском театре, высоко ценил его талант. Поэтому, переехав в Киев, переманил Павла за собой в Театр русской драмы им. Леси Украинки.
Читать также 8 советских актеров, чьи родители были "врагами народа"
Несколько лет актер будет успешно играть на его сцене, пока в 1959-м году не получит приглашение в труппу Ленинградского БДТ от главного режиссера Георгия Товстоногова. Этому событию поспособствует знаменитый актер Кирилл Лавров. Навещая в Киеве своего отца, Лавров попал на спектакль “Второе дыхание” с участием Луспекаева и был под таким впечатлением от его игры, что убедил Товстоногова принять талантливого актера в БДТ. Этот театр станет последним в творческой биографии Павла.
Как болезнь помешала успешной карьере
Уже в молодости у Луспекаева начало развиваться серьезное заболевание сосудов ног, связанное с нарушением кровообращения. Возможно, причиной тому послужило длительное переохлаждение, которое актер перенес во время войны. С годами болезнь начала прогрессировать и причиняла Павлу невыносимые страдания. Он часто попадал в больницу, что не могло не отразиться на его работе в театре.
С кинематографом тоже все обстояло не просто: кинорежиссеры видели в Луспекаеве прежде всего театрального актера и к тому же были наслышаны о его проблемах со здоровьем. К сожалению, их опасения были оправданы… Например, когда режиссер Геннадий Полока пригласил Павла в свою картину “Республика ШКИД” на роль учителя физкультуры, по сценарию эта роль была одной из главных.
Но из-за обострения болезни, Луспекаев в очередной раз лег в больницу и роль пришлось сократить почти вдвое. Фильм вышел на экраны в 1966-м году и очень понравился зрителю, который так же отметил яркий образ физрука Медникова. В конце 60-х, актер снялся еще в нескольких картинах: “Три толстяка” (1966 г.), “Жизнь Матвея Кожемякина” (1967 г.), “Зависть” (1967 г.) и т.д, но они не имели для творчества Павла важного значения.
На что пошел актер ради профессии
Когда режиссер Владимир Мотыль в начале лета 1968-го года предложил Луспекаеву роль таможенника в своем приключенческом военном фильме “Белое солнце пустыни”, актер уже был инвалидом: ему удалили обе стопы. Из театра он уволился в 1965-ом году, потому что больше не мог долго находится на сцене. А кинематограф еще оставлял ему некоторые возможности за счет коротких сцен и крупных планов. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колена еще несколько лет назад, но это означало для Павла полную потерю любимой профессии. Поэтому он согласился сначала на ампутацию пальцев ног, потом одной стопы, другой… Но даже такие меры не избавили актера от мучений — его начали преследовать фантомные боли. Только очень сильные препараты (по сути — наркотики) позволяли Павлу на какое-то время избавляться от страданий. Но когда он понял, что превращается в наркомана, то прекратил принимать лекарства и сумел преодолеть зависимость. Такая сила воли достойна восхищения!