Найти тему
Большая перемен@

Все время в телефоне! Это уже норма?

Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Юлиана Столопова

Студента без телефона в руках уже трудно представить, не говоря уже о том, что бы увидеть. Телефонам посвящают большое количество времени, не исключаются и учебные часы. Перед современным преподавателем стоит нелегкая задача — переключить внимание с телефонов к изучению темы.

Многие преподаватели просто запрещают пользоваться телефоном во время учебного процесса. Я считаю, что запрет не решит эту проблему. Как мы все знаем, если что-то запрещают, то очень хочется этим воспользоваться, как результат — нет концентрации и внимания.

За период работы преподавателем я выработала ряд правил, связанных с гаджетами во время учебного процесса, например:

  • Делать фотографии можно (при условии выполненных заданий) — публиковать нельзя, всё после учебного времени (я люблю делать общие фотографии со студентами во время внеучебных занятий. Это помогает стать ближе к ним и завоевать их доверие. К тому же, этот процесс очень веселый и памятный).
  • Во время экзаменов и зачетов телефоны остаются на первых партах, студенты могут их забрать, как только закончат работу. (маленькие бонусы за шпаргалку, которая написана от руки, а не просто распечатана на листе формата А4).
  • Бывали случаи, когда во время занятий были слышны звонки телефонов. Для поддержания дисциплины телефоны складываются на свободный стол.

Всё это прививается студентам через личный пример, объяснения о взаимном уважении между мной и ими. Для установления тишины в аудитории мне требуется всего лишь несколько раз собрать все телефоны. В дальнейшем проблема с отключением звука не поднимается, так как студенту проще поставить беззвучный режим, чем остаться вдали от смартфона (я не акцентирую на зависимости от телефонов, а считаю что при таком воспитательном подходе затрачивается меньше времени для объяснения студентам необходимости уважения к выступающему преподавателю или докладчику).

Еще один вадный аспект — общение и обмен информацией со студентами с помощью электронной почты и других мессенджеров. Большой плюс — это оперативность получения и обмена информацией. Минусы — не соблюдение студентами временных рамок и отсутствие субординации, студенты на первых порах очень любят много и часто писать, спрашивать о задании или присылать на проверку и т.д. Для систематизации нашего с ними общения я ограничиваю время отправки файлов. Об этих тонкостях я провожу беседы со студентами, все подробно объясняю. Это позволяет дисциплинировать студентов, приучать их уважительно относиться к как моему, так и к их личному времени.

Чем же заняты студенты в телефоне? Конечно же, проводят время в социальных сетях, каждый день публикуя фото и видео. Все это можно использовать для того, что бы получше узнать студентов (увлечения и интересы, изменения в настроении). Я сейчас не говорю о тотальном контроле или целенаправленном слежении за их социальной жизнью, а всего лишь в примечании интересных и значимых моментов. Все это помогает мне лучше понимать студентов, помогать им и поддерживать их. Главное правило — делать это ненавязчиво и очень мягко.

Переключить студентов от смартфонов к новым знаниям, можно только если преподаватель с любовью относится к процессу, подготавливая увлекательные лекции и интересные задания, и телефоны в этом не помеха. И на мой взгляд, преподавателю необходимо внедрять новые технологии и гаджеты в образовательный процесс и применять их с пользой.

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»