Найти тему
Сельские записки

О старой сельской интеллигенции

Я был плохим учеником - прогуливал уроки, плохо учился, контрольные списывал, домашку не делал. Да и школу я терпеть не мог, хотя все учителя меня считали "башковитым мальчиком". В неделю я пропускал минимум два дня, получал конечно от отца, если он узнавал конечно, но ненависть к школе была больше чем страх огрести.

Прогуливал я интересным способом - выходил из дома и честно шел в сторону школы, доходил до маленькой речки и терялся в густых зарослях ольховника, там у меня была скамеечка и там я отсиживался с часок, выжидая когда родители уйдут на работу, а потом бежал домой. У речки было интересно, так как там жили ондатры и бобры - они занимались своими делами, а я можно сказать наблюдал за передачей в "Мире животных". В один из октябрьских деньков я тоже решил не дойти до школы, и почти дошел до своей скамеечки, но тут меня окликнул чей то голос

-Молодой человек, а вам в школу не пора?

Я даже вздрогнул, и уж думал, что меня поймали учителя, но обернувшись увидел лишь сухонькую старушку в черном плаще. Я облегченно вздохнул и сходу соврал одновременно радуясь своей находчивости

-Нее, мне тут по биологии задание дали. Бобров считать, ага

-А вы значит юный натуралист? Как замечательно! Но как же вы учет животных будете вести под таким дождем? Бумага ведь промокнет!

-Да не, все нормально. Не волнуйтесь - старушка стала мне надоедать и я не знал как от неё отвязаться.

-Ах какие же нынче бессердечные учителя пошли. Наверно стоит позвонить Полине Артемовне и пожурить её. Разве можно такого замечательного любителя природы отпускать под дождь, - старушка смотрела на меня чуть прищурившись и я понял, что моя легенда шла прахом.

-Нет, ей точно не нужно, - вздохнул я памятуя о железном нраве учителя биологии Полины Артемовны.

-2

Я молчал и старушка цокала языком смотря на меня, в тот миг я наверно был особенно жалок - куртка медленно намокала, а выглаженные брюки успели замараться от капель грязи.

-Ну что же молодой человек, может чаю попьете? - буквально пропела старушка покачивая головой.

Я согласился и уже через пять минут я снимал грязные кирзовые ботиночки которые достались мне от маминой знакомой. Старый бревенчатый дом у речки я видел каждый день, но никогда не задумывался о том, кто же там живет. Ведь и живем то рядом, а старушку эту я видел впервые. Дом изнутри оказался настоящим музеем - старые картины отлично вписывались в скромный сельский интерьер с кружевными половичками. А шкаф заставленный книгами вполне мог соперничать со школьной библиотекой, я на минуту завис разглядывая убранство.

-Ну давайте знакомится молодой человек, я Валентина Васильевна, учитель истории. На пенсии, - старушка представилась, а я наконец понял откуда у нее такой волевой голос, учитель все-таки.

-3

Я шумно отхлебнул принесенный чай и тоже представился. Несколько часов пролетело незаметно. Я узнал что Валентина Васильевна давно на пенсии, но ранее преподавала историю, а сейчас занята написанием книги, и немного репетиторством. Она рассказывала интересно, а я всё слушал и удивлялся что я раньше и даже не знал про неё, хотя учился уже в 6 классе. По итогу он мне посоветовала, все-таки школу не пропускать, неожиданно для себя я согласился.

Теперь по выходным я старался зайти навестить старушку и часто видел как к ней приезжают на занятия из других сел, даже из райцентра, что интересно приезжали к ней заниматься английскому языку, как оказалось английским она владела в совершенстве и даже по-немецки говорит неплохо. Так я стал её учеником, а она проводила уроки за банку сметаны, чему были рады мои родители - ну хоть учится стал лучше. На этих уроках английского я кроме иностранного изучал все на свете - политику, историю, географию, право и еще с десяток наук.

Как же это не вязалось, я разгильдяй и прогульщик и она добрая и высокообразованная. Она искренне верила в меня и когда приезжали её повзрослевшие ученики она представляла меня:

-Невероятно способный и воспитанный мальчик!

Хотя я не являлся ни тем ни другим. Так пролетели годы, давно я уехал в другую деревню. Я не знаю что сейчас с той замечательной старушкой в домике у реки, скорее всего она уже умерла и я верю что к ней на похороны приехали её ученики, все кроме меня... Она была из старого поколения сельской интеллигенции, совершенно отличного от нынешних учителей. И очень жаль, что это поколение ушло...