Очевидно, что в связке музыка + продвижение второе невозможно без первого, потому что не будет первого – не будет и второго, тогда как первое без второго вполне спокойно существует. Вопрос не в этом.
Вопрос скорее в том, что важнее: создавать музыку или продвигать её? Это важный вопрос, ответ на который ищет, пожалуй, каждый, с кем я работаю. Во всяком случае, обсуждали мы это неоднократно.
Давайте начнём с того, почему вообще возникает этот вопрос.
Дело в том, что стереотип, что у музыканта вечно нет денег – не такой уж и стереотип, если откровенно. И на это есть ряд причин.
Например, многие музыканты попадают в замкнутый круг: если хочешь стать хорошим музыкантом, надо качественный стафф. Качественный стафф стоит большие деньги. Чтобы заработать большие деньги, надо получать хорошие деньги. Чтобы получать хорошие деньги, надо стать хорошим музыкантом (условно говоря, тк тут есть ещё нюансы). Чтобы стать хорошим музыкантом, надо качественный стафф.
Что касается продакшна и раскрутки, то тут музыканты, как правило, выбирают одно из двух: либо сделать качественный продукт, либо сделать хорошую раскрутку. И в каждом из случаев сталкиваются с определенной проблемой: те, кто делают качественный продукт, как правило, не могут найти деньги на его раскрутку, потому что всё уходит в запись. Крутая аранжировка, хорошее сведение, аренда студии с топовым оборудованием – это нехилое вложение. И вот сидят они, такие красивые, со своей новой песней, и слушают её сами да по друзьям кидают.
Потому что песня не становится популярной только от факта её выхода. Её нужно ещё грамотно донести. И это понимают не все. Даже те, у кого деньги есть, предпочтут потратить их не на рекламу, а на создание следующего продукта: клипа или фотосессии, новой песни или записи ещё чего-нибудь. А зря.
Другие музыканты смотрят на тех, первых, которые тратят деньги на создание, но забивают на продвижение, и думают – ага, сэкономим на топовых студиях и крутых звукорежиссерах, сделаем за недорого трек, зато ввалим денег в раскрутку и всё будет зашибись. Ну и понимаете, да? Снова ошибка: деньги вливаются в рекламу, сливаются, трек и группа не раскручиваются, потому что музыка на низком уровне. Тут уж плати – не плати, нико слушать не будет.
Кто-то оказывается умнее всех и распределяет бюджет пополам: половина на запись, половина на продвижение. Хороший вариант, если у вас, предположим, бюджет по 100К на трек. Но у многих таких денег нет, они пытаются разделить несчастные 10 тысяч рублей, ну и получается у них просто классический середнячок, если только они сами не уникумы.
Кстати, об уникумах. Хороший пример, когда коллектив раскрутился буквально ни на чём – это, пожалуй, история группы Little Big. Сняли клип на коленке, не вваливали в него особо каких-то бюджетов – да что там, судя по интервью Ильи, до того, как клип выстрелил, даже группы-то не было – и получили огромную популярность. Но это скорее исключение, которое лишний раз подтверждает правило.
И вот, возвращаясь к вопросу. Что первично: музыка или продвижение? Куда вкладывать деньги? Как вложиться так, чтобы новый трек своих создателей к успеху привёл?
Расскажите, что думаете, а я расскажу потом про оптимальные схемы.